> Авто, Статьи МР >

О чем стучит двигатель?


29-10-2009, 00:00. Разместил:
О чем стучит двигатель?О чем стучит двигатель?О чем стучит двигатель?Пламенный мотор наших авто иногда заболевает не меньше, чем наши собственные сердца. Болезнь двигателя может обернуться нешуточной головной болью для хозяина авто

Поездив на машине некоторое время, водители начинают «слышать» мотор. Вот залил бензин с октановым числом 92 - появились какие-то посторонние шумы на грани слышимости. А на 98 все отлично, и мотор мурлычет, как сытый кот.

Но бывают звуки, которые говорят о том, что двигатель серьезно пострадал вследствие неправильной эксплуатации авто.

Так что же может стучать в движке? Об этом мы спросили у моториста со стажем работы более 15 лет Сергея Ананьева.

Коленвал

Итак, первый вид стука в двигателе - это стук коленвала, возникает он из-за увеличения зазоров в шатунных или коренных подшипниках. Эти зазоры появляются вследствие износа вкладышей или шеек вала, и причины этому бывают разные.Обычно эти стуки отчетливо слышны при запуске холодного двигателя, когда масло еще не дошло до подшипников. По тональности стук коленвала глухой на холостом ходу, становится более звонким и частым по мере возрастания оборотов двигателя, даже если стучит только один подшипник. В исправном двигателе зазор составляет примерно 0,020-0,040 мм, однако увеличение зазора до 0,070 мм в современных высокооборотистых двигателях является неприемлемым и говорит о необходимости серьезного ремонта. Полезно будет понимать основные причины увеличения зазоров в шатунных и коренных подшипниках, они могут быть следующие:

- попадание механических, абразивных примесей с маслом из-за некачественного масляного фильтра или его несвоевременной замены. В этом случае фильтрующий элемент забивается, и его пропускная способность резко падает. Срабатывает перепускной клапан, который открывает обводной канал, минуя забитый фильтрующий элемент, и неочищенное масло опять попадает к трущимся деталям двигателя;

- некачественное масло кустарного производства, которое сейчас можно купить в сомнительных магазинчиках, раскладках на дороге или базаре;

- критически низкий уровень масла в двигателе или недостаточное количество смазки, подаваемое на подшипники из-за неисправности системы смазки двигателя. Это может происходить в результате поломки масляного насоса, засоренного масляного фильтра, не имеющего обводного клапана, засоренного масляного канала и т. д. При таких неисправностях должна гореть лампочка недостаточного давления масла на панели приборов;

- наличие воды или тосола в масле по причине неисправности двигателя;

- работа двигателя без масла, из-за поломки его систем или потери масла при повреждениях во время движения (повреждения поддона картера);

- задиры или царапины на шейках вала после неквалифицированного ремонта или в результате использования некачественных деталей при ремонте;

- недопустимая овальность шеек вала (или постелей вкладышей), например, после замены на б/у коленвал. Поэтому, покупая б/у коленвал, обязательно промеряйте все шейки вала на предмет овальности (допускается до 0,005 мм).


Распредвал

Следующий вид стука двигателя - это стук распредвала, который появляется из-за износа его подшипников. Причины выхода из строя подшипников распредвала практически те же, что и коленвала: некачественное масло; наличие механических примесей или воды в масле; недостаточное количество масла, подаваемого на подшипники; работа двигателя без масла; задиры и царапины, недостаточная шероховатость или овальность шеек (что иногда также встречается).

Стуки, которые издает распредвал, обычно глухие при запуске холодного двигателя и затихающие по мере поступления масла на подшипники примерно через 2-3 секунды. На таком двигателе можно еще смело проехать до 50000 км, если конструкция привода клапанов без гидрокомпенсаторов, хотя при увеличенных зазорах распредвал совершает постоянно небольшие перемещения вверх-вниз.

В случае же конструкции с гидрокомпенсаторами, вал при увеличенных зазорах, перемещаясь вверх, образует зазор между окружностью кулачка (при закрытом клапане) и толкателем. Гидрокомпенсатор "выбирает" этот зазор, а когда вал занимает нижнее положение, он приоткрывает клапан (ведь зазора больше нет). Отсюда падение компрессии и, как следствие, падение мощности, увеличение расхода топлива, ухудшение пусковых свойств двигателя, отложение нагара на седле клапана, перегрев клапана и его прогорание. По мере износа распредвала стук будет возрастать уже не только при запуске холодного двигателя, но и при запуске теплого двигателя. Заметьте, что частота стука распредвала в два раза меньше частоты стука коленвала.Также в двигателе при больших зазорах возможен стук клапанов. Причины: неправильная регулировка зазоров привода или износ деталей, если конструкция двигателя с гидрокомпенсаторами, причина стука - недостаточное наполнение их маслом в результате износа деталей. Такой стук по частоте совпадает со стуком распредвала, по тональности - звонкий.

Стучат пальцы

Теперь следующий вид стука, который проявляется при раннем впрыске топлива на дизельных двигателях или раннем зажигании на бензиновых двигателях, когда происходит детонационное сгорание топливовоздушной смеси, сопровождаемое стуками. В этом случае для бензиновых двигателей говорят, что "стучат пальцы", а для дизельных - это жесткая работа дизеля. Также на дизелях может издавать свои звуки и стучать ТНВД (топливный насос высокого давления).

Следующий тип стука из-за неквалифицированного ремонта (и он является необычным и трудным для выявления) - это стук поршня о головку, вследствие установки прокладки под головку меньшей толщины или если ее сильно «выжали», не соблюдая нужных моментов при затяжке: в результате головка становится немного ближе к поршню и появляется стук. Диагностировать такую неисправность очень трудно и возможно только после разборки двигателя и внимательного его осмотра (в местах соприкасания не будет нагара).

Итак, мы перечислили некоторые типичные виды «стука» двигателя, которые не обещают приятной перспективы в эксплуатации автомобиля и, как правило, ведут к дальнейшему серьезному ремонту. Поэтому, если вы услышали какие-либо посторонние стуки и не уверены в их природе, посоветуйтесь с мастером или со знакомыми специалистами сервиса. Может, на начальной стадии для устранения стука не придется разбирать весь двигатель, а удастся обойтись легким и недорогим ремонтом, например, регулировкой тепловых зазоров клапанов или срочной заменой масляного фильтра. А вообще любому двигателю прежде всего необходимо качественное масло, и все неожиданные проблемы обойдут вас стороной и достанутся кому-то другому... 

Вернуться назад