День, когда можно вспоминать, ужасаться и плакать. Когда нужно говорить о том, что было, и клятвенно обещать, что это больше не повторится
Почему именно этот день? В 1972 году 30 октября в мордовском лагере умер правозащитник Юрий Галансков. А в 1974 году по инициативе Кронида Любарского и других узников мордовских и пермских лагерей был впервые отмечен «День политзаключенного». Отметили совместной голодовкой и зажиганием свечей в память о безвинно погибших. В тот же день в квартире академика Андрея Сахарова в Москве состоялась пресс-конференция, на которой объявили о проходящей акции, показали документы из лагерей, продемонстрировали свежий выпуск «Хроники текущих событий» (подпольного правозащитного бюллетеня, выходившего в 1968-1983 годах), в котором рассказывалось об этом событии. Через несколько месяцев организация этой пресс-конференции станет одним из пунктов обвинения в адрес правозащитника Сергея Ковалева. После этого ежегодно 30 октября проходили голодовки политзаключенных, а с 1987 года - демонстрации в Москве и других городах.
Официально День памяти 30 октября был узаконен в 1991 году.
В России почти в каждой семье есть своя трагическая история: дедушку расстреляли без суда и следствия, раскулачили и сослали в глухую тайгу всех от мала до велика; отца, прошедшего через фашистский плен сгноили в лагерях... Сейчас безвинных жертв советского террора реабилитировали, но до сих пор память об этом страшном времени болит.
Куда будет двигаться Россия дальше, как мы будем помнить ошибки прошлого и учитывать трагический опыт ушедших поколений, зависит не только от тех, кто сейчас у власти. От каждого из нас. 30 октября это осознается особенно ясно.