Ровно 15 лет назад началась первая чеченская война, поставившая на грань развала и без того слабое российское государство. Война разделила общество на своих и чужих, на «духов» и федералов, кровавой нитью прошла через многие российские семьи.
Среди тех, кто вынес на своих плечах первую чеченскую войну, были 18-летние пацаны. Их, необстрелянных, Родина бросила в самое пекло: защищать конституционный строй и отмывать репутацию политиков...
Чечня - не Афган
На борьбу с мятежной Ичкерией уходили солдаты со всех концов России. За время Чеченской войны на Северном Кавказе прошли службу более четырех тысяч амурчан. В боевых действиях погибли 66 амурских военнослужащих Министерства обороны, один пограничник и 15 сотрудников милиции. Еще три амурчанина пропали без вести. Остальные же вернулись домой совершенно другими людьми. И речь даже не о том, что кому-то оторвало ногу, а кто-то лишился руки. В голове все поменялось. Человек, который однажды взял в руки оружие и убил из него другого человека (пускай врага, пускай бандита), никогда не станет прежним.
Вслед за афганским Россия узнала чеченский синдром. Симптомы идентичны: хроническая усталость, ночные кошмары, проблемы с концентрацией внимания, беспокойство, агрессия и упрямство. Типовое послевоенное расстройство психики в данном случае усугубляется глубоким раскаянием в связи с тем, что солдаты совершали сами или чему были свидетелями в Чечне. У них остается глубокая психическая травма от совершаемых повседневно актов мародерства, насилий и убийств, а также просто от количества виденных смертей.
Многие психоаналитики полагают, что чеченский синдром гораздо хуже афганского, потому что ветераны Чечни воевали на территории своей страны. К тому же, как утверждают участники обеих войн, в Афгане не было такого предательства и бездарности со стороны командования, как это имело место в Чечне. То, что многие ветераны Чечни чувствуют себя брошенными государством и игнорируемыми обществом, еще более усугубляет проблему.
Обостренное чувство справедливости
- Уже в 1995 году, когда из кавказского пекла стали возвращаться новые 18-летние ветераны, - рассказывает руководитель амурского отделения Всероссийского союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз, - тогда как раз проходил очередной съезд нашего Союза. Зная, что такое афганский синдром и неблагодарность властей, мы решили поддержать ребят. Даже была идея переименовать нашу организацию в Союз ветеранов боевых действий, но по ряду технических причин этого не произошло. Зато вскоре появилась новая общественная организация «Боевое братство», с которой мы тесно сотрудничаем. Так что в плане адаптации «чеченцам», наверное, было полегче.
Однако поддержка старших товарищей -»афганцев» не могла заменить уважение властей. Начнем с того, что в России нет системы реабилитации. У американцев существует около 200 госпиталей, в которых ежегодно проходят курсы реабилитации ветераны всех военных конфликтов, в которых участвовали США. Хочешь - не хочешь, есть время - нет, а уж если воевал, то будь добр, пройди реабилитацию. У нас же - живи, как знаешь. В ряде российских регионов созданы реабилитационные центры для ветеранов Чечни, однако они существуют исключительно благодаря добровольным усилиям врачей и иногда представителей местной администрации. В Амурской области таких центров нет.
- Как государство не понимает: у таких людей обостренное чувство справедливости! - продолжает Валерий Васильевич. - Слишком многое им пришлось пройти в бою, чтобы в мирное время терпеть унижения. Поэтому одни спиваются, другие лезут в петлю, третьи преступают черту закона. У нас в Амурской области в местах заключения находится около шестидесяти ветеранов боевых действий.
Павшему - почет, живой подождет
К счастью, большая часть ветеранов нашла свое место и в мирной жизни, сумела сохранить внутренний стержень. Они обзавелись семьями, устроились на работу, добились успеха в своих начинаниях. Сегодня они по мере сил помогают инвалидам и семьям погибших. Кое-как РСВА и «Боевому братству» удалось выбить региональную программу поддержки такой категории людей. По ней в этом году четыре участника чеченской кампании получили из областного бюджета деньги на приобретение жилья. Чуть больше 400 тысяч рублей каждому.
По сей день в обществе существует какая-то ненормальная градация, согласно которой участники Великой Отечественной войны - это настоящие герои: они защищали Родину, били фашистов. Им и почет, и уважение, и квартиры к 65-летию Победы. А вот «чеченцы» - это какие-то неудобные ветераны. Хотя они так же защищали Родину, так же выполняли ее приказы, и так же проливали кровь, как их деды под Москвой и в Берлине. Но о подвигах в Грозном и Ханкале по-видимому вспомнят только через 60 лет.
Напоследок яркий пример из жизни. На прошлой неделе в Благовещенске скончался парень. Жил один, болел туберкулезом, умер. Решено похоронить его как бомжа.
- Да как же это так! - не выдерживает Вощевоз в ходе нашей беседы. - Парень выполнял боевую задачу, защищал Родину. Заслужил он хотя бы нормальное захоронение?