Корреспонденты "БК" выяснили, что благовещенские школьники буквально "живут" в Сети, но при этом не страдают Интернет-зависимостью
По программе...
Осваивать Интернет-пространство ученики общеобразовательных школ, согласно школьной программе, начинают в 9 классе. На изучение Всемирной сети им отводится чуть более 20 часов в году, что, по мнению педагогов, вполне достаточно, чтобы освоить все поисковые операции.
- Конечно, дети приходят к нам на уроки, уже имея практические навыки работы в Интернете, но теоретической базы у них нет, - говорит Ольга Вырва, учитель информатики и ИКТ благовещенской гимназии № 1. - Они ищут информацию, но не всегда находят то, что нужно, потому что не умеют грамотно этого делать.
В Интернете, как и в любом другом деле, есть свои правила. Чтобы "добыть" информацию, нужно знать поисковые системы, уметь сформулировать ключевые слова, составлять логические связки. "Нарушителей" этих правил Сеть "наказывает", выдавая кучу бесполезной информации, на сортировку которой уходит масса времени.
На уроках, отведенных Интернету, школьники изучают историю его создания, развитие Сети, учатся работать с электронной почтой, создавать личные почтовые ящики. Отрабатывают полученные знания на специальных обучающих сайтах, заодно и полезную информацию скачивают. Чтобы старшеклассники "случайно" не забрели на запретные сайты, в школах устанавливают ограниченный доступ. Да и учителя во время урока контролируют, чтобы взрослеющие дети не "запутались" в сетях Интернета.
Раньше для всех благовещенских школ по президентской программе доступ в Интернет был бесплатным и неограниченным. С прошлого года ситуация изменилась: теперь школы сами оплачивают все выходы во Всемирную сеть. Но если ученикам понадобится информация для подготовки к урокам или нужно войти на сайт дистанционного обучения, в кабинетах информатики педагоги никогда не откажут. Также в гимназии Интернет установлен и в школьной библиотеке.
А вот скачать в "паутине" готовые рефераты или сочинения и выдать их за собственные у учеников не получится. Педагоги давно научились различать самостоятельный труд школьника и некачественный "интернет-продукт".
- Вычислить таких нерадивых учеников не составляет труда, - говорит Александра Лутченко, учитель информатики и ИКТ благовещенской гимназии № 1. - Начинаешь задавать ему вопросы по его же работе, а он "плавает". Да и детей учителя всегда предупреждают: все готовые работы, которые можно скачать в Сети, "тянут" максимум на "троечку". Поэтому лучше самостоятельно переработать всю информацию, найденную в Интернете.
Тем не менее, считают педагоги, Интернет сегодня - самый популярный источник информации для школьников. А некоторые ученики даже не знают, где находится школьная библиотека. Спасает ситуацию то, что постепенно вся более-менее полезная информация в Сети становится платной. Это хоть как-то стимулирует ребенка самому открыть книгу. Однако, признают педагоги, найти ключи и пароли к любой закрытой теме можно тут же, в Интернете.
На "ты" с Интернетом сейчас любой школьник. Но всегда в классе есть пара особо продвинутых учеников, которые влезают в такие сетевые "дебри", что взрослым и не снилось. А вот ни одного Интернет-зависимого ученика среди своих педагоги не припомнили.
... и без
Не находят у себя симптомов интернетомании и сами ребята. К примеру, ученик 10 А класса гимназии № 1 Павел Тодосейчук проводит в сети не менее 6 часов в день и не считает, что это много. С помощью Всемирной паутины он готовится к урокам, участвует в Интернет-олимпиаде по нанотехнологиям, в заочной олимпиаде по математике Новосибирского университета, в которой он недавно стал победителем, переписывается с друзьями.
Интернет на домашнем компьютере у Павла включен постоянно, когда он находится дома. Свободная минутка - и юноша уже в сетях Всемирной паутины. А по выходным может пропадать в Интернете и всю ночь. Новости, игры, видео, музыка - вот то, что интересует Павла помимо образовательных сайтов.
- Интернет помогает мне познавать мир, здесь я могу найти любую интересующую меня информацию, - говорит он.
У одноклассницы Павла Юли Журавлевой Интернета на домашнем компьютере нет, но она часто посещает городские Интернет-кафе, разрешают посидеть ей в Сети друзья и знакомые.
- Интернет у всей молодежи на первом месте, - считает Юля. - Там есть книги, энциклопедии, газеты, музыка, фильмы.
Вот только по поводу знакомств и общения в Сети у девушки своя позиция - Интернет-переписке она предпочитает личные встречи с друзьями. А вот ее однокласснице Ксении Соседко проще общаться, не видя собеседника: так можно спокойно выражать свои мысли. Да и времени у современных школьников на встречи с друзьями нет. Интернет для Ксении - это еще и возможность прочесть книжные новинки или редкую литературу, проконсультироваться со специалистами из Новосибирска по своей научной работе.
Некоторые современные школьники настолько увлечены Интернетом, что даже предпочитают сидение в Сети занятиям в спортивных секциях или дворовому футбольному матчу. И прогулки на свежем воздухе им заменяют Интернет-прогулки по сайтам.
- Интернет - он для ленивых, - пояснил нам ученик гимназии Слава Крамаренко. - Я лично все свободное время провожу в Сети. Отрываюсь только, когда глаза сильно устают.
Для Славы так важно каждый день узнавать что-то новое, что даже обедает и смотрит телевизор он, безотрывно находясь в Интернете.