В воскресенье, 15 ноября, отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
***
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате ДТП погибает около 1,3 миллиона человек, и еще 50 миллионов получают травмы и становятся инвалидами. Дорожно-транспортные происшествия являются первой по значимости причиной смерти подрастающего поколения - молодых людей в возрасте 10-24 лет. По прогнозам к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий.
Статистика кричит «SOS»!
Каждые два дня на дорогах Приамурья погибает человек. Об этом и других фактах журналистам рассказали на пресс-конференции в Амурском ГИБДД.
Накануне Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий сотрудники областного УГИБДД привели цифры. За 10 месяцев в области произошло 947 аварий, в которых погибло 135 человек, 1 159 получили различные травмы.
В Приамурье уже два года работает областная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012». Она направлена на то, чтобы снизить аварийность на дорогах. Положительная динамика аварийности уже наметилась: на 18 процентов в этом году уменьшилось количество аварий, на 23 процента - погибших, на 16 - травмированных при ДТП.
- Благодаря проводимым профилактическим мероприятиям на 42 человека меньше погибло в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 232 человека меньше ранено, - рассказал заместитель начальника УГИБДД УВД по Амурской области Игорь Самарин.
Несмотря на снижение показателей, ситуация с аварийностью на дорогах остается сложной. Например, в этом году только за управление автомобилем в нетрезвом состоянии задержано на 1500 водителей больше, чем в прошлом. Каждый день в области происходит по три ДТП, раз в два дня гибнут люди.
Однако особую тревогу у дорожной милиции вызывает состояние детского дорожно-транспортного травматизма. В этом году в 116 авариях пострадали дети, в которых пять погибли и 119 травмированы. По статистике, в основном дети гибнут на дорогах по вине взрослых, которые не хотят приобретать детские кресла, не пристегивают ремни безопасности.
Город погибших
В России проблема безопасности дорожного движения стоит не менее остро. По данным ГИБДД, только за 8 месяцев 2009 года в России произошло 126 377 ДТП, в результате которых погибло 15 810 человек, что сопоставимо по численности со вторым микрорайоном Благовещенска. Еще 161 тысяча получили ранения, а это уже небольшой город. Потому снижение уровня травматизма - одна из самых важных задач, которую еще предстоит решить и России, и другим странам.
- Только в нашем городе с начала года произошло более семи тысяч дорожно-транспортных происшествий, - рассказала старший инспектор по пропаганде ГИБДД Благовещенска Елена Миколюк. - 25 человек погибли, а еще 476 были ранены. Основные причины, по которым погибают и калечатся на дорогах люди, - это, прежде всего, несоблюдение скоростного режима, нарушение правил очередности проезда перекрестков и переход проезжей части в неустановленном месте.
Но стоит помнить, что в ДТП погибают и получают травмы не только проблемные участники движения: нарушители скоростных режимов, водители «под мухой», горе-водители, едва научившиеся держать в руках руль, но и случайные пешеходы, пассажиры, дорожники, автоинспекторы. В то же время редко кто задумывается над тем, что каждый является потенциальной жертвой ДТП.
Кровавый юбилей
18 сентября этого года исполнилось 110 лет с того дня, когда первый пешеход стал жертвой автомобильной аварии, завершив свой жизненный путь под колесами лишь начинавшего набирать скорость новомодного транспортного средства. Согласно официальным данным, первое в мире ДТП произошло на пересечении 74-й улицы и авеню Сентрал-Парк-Уэст в Нью-Йорке. История сохранила имя погибшего. Торговец недвижимостью Генри Хейл Блисс, выйдя из трамвая, повернулся, чтобы помочь сойти на землю даме. И именно в этот момент на него наехал автомобиль. Самодвижущийся экипаж-такси с электромотором перевозил известного врача, который тут же поспешил на помощь пострадавшему. К сожалению, усилия эскулапа не увенчались успехом. Через несколько часов первая жертва автомобильного ДТП скончалась в больнице. Кстати, управлявший транспортным средством водитель Артур Смит был арестован и обвинен в убийстве. Однако в суде он был полностью оправдан. Тогда еще никто не мог предположить, сколько трагедий, подобных смерти нью-йоркского торговца недвижимостью, повторится в будущем. Согласно статистике, с тех пор судьбу Блисса разделили уже более 40 миллионов человек, и эта цифра с каждым годом неуклонно растет.
Национальная безопасность
Проблема является настолько серьезной для всего человечества, что в 2005 году Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных аварий, который отмечается в третье воскресенье ноября. Его цель заключается в том, чтобы почтить память жертв дорожно-транспортных происшествий и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз напомнить государствам о необходимости обеспечения безопасности дорожного движения. В принятой резолюции Генассамблея призвала государства предпринять конкретные и решительные меры для предупреждения автомобильных аварий и смягчения их последствий.
В частности, всем членам ООН предлагается присоединиться к Конвенции 1949 года о дорожном движении и конвенциям 1968 года о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах. Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН призвала государства разработать национальные программы по обеспечению безопасности дорожного движения на основе положений этих международных конвенций.
Программа безопасности...
Проблема безопасности на российских дорогах не то что созрела для решения, а давно перезрела. За последние десять лет только легковых автомобилей в России стало почти в два раза больше. Рост автопарка сопровождается увеличением количества жертв на дорогах. По количеству ДТП на единицу автомобильной техники России опережает Германию и Великобританию в десять раз. Для изменения ситуации в стране уже три года работает федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», цель которой сократить к 2012 году число погибших в ДТП минимум в полтора раза. Это позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
... В Благовещенске
Кстати, в федеральную программу повышения безопасности попал и Благовещенск. Именно на средства, заложенные в программу, и был построен и скоро откроется первый в нашем городе подземный переход. Необходимость его сооружения назрела уже давно. Количество автотранспорта в городе с каждым годом стремительно растет, на дорогах стали появляться дорожные «пробки». Напомним, первый в городе подземный переход появится на Театральной в районе ВДНХ. Наличие в этом районе крестьянского рынка и торгового центра привлекает массу людей, а чтобы перейти с одной стороны улицы на другую по правилам, прежде нужно было сделать огромный крюк. Теперь же благовещенцы смогут безопасно переходить эту улицу под дорогой.