На этой неделе в России отмечается 300-летие гражданского шрифта
Если кому-то этот юбилей покажется не достойным поводом для торжеств, советуем почитать какую-нибудь старую летопись. Если в течение часа сумеете расшифровать хотя бы одно предложение, то заранее вас поздравляем. А вот у деятельного Петра I лишнего времени на разбор церковно-славянских закорючек не было, вот и решил он упростить русскую азбуку.
На голландский манер
Петровская реформа типографского шрифта проводилась с 1708 по 1710 год. Ее целью было приблизить русские книги и документы к облику западноевропейских изданий того времени. Вся печатная продукция России набиралась церковнославянским шрифтом - полууставом, который стилистически повторял шрифт рукотворных летописей. Выглядел такой текст красиво и витиевато, но читать его было сложно. В эпоху бурных преобразований эстетика уходила на второй план, письменный текст должен был стать оперативным инструментом.
В январе 1707 году по эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертежник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита. Изображение букв было приближено к начертанию европейских печатных литер, прежде всего к голландской антикве. Антиквой (в переводе с латинского - древний) называют шрифт, который создали в XV веке гуманисты итальянского Возрождения, подражая письму античности. Он оказался настолько красивым, емким и легким в чтении, что к началу XVIII столетия почти все европейские книги печатали исключительно этим шрифтом.
Полный комплект шрифтовых знаков в трех размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии мастера Ильи Копиевича. В Голландии же (где же еще!) были заказано оборудование и наняты специалисты. К концу 1707 года трое приглашенных голландских типографов (словолитец, наборщик и печатник), вместе со шрифтом, типографским станком и другими принадлежностями уже добрались до Москвы и приступили к работе. Первая российская книга, набранная новым шрифтом, «Геометриа славенски землемерие» (учебник геометрии), была напечатана в марте 1708 года. За ней последовали другие. Всего же в петровское время новым шрифтом было напечатано около 400 книг.
Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: были исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква "Э", утверждены европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе. Эта реформа растянулась на два года. Наконец, 18 января (29 - по новому стилю) 1710 года Петр I официально утвердил образец новой азбуки, собственноручно написав на нем: "Сими литерами печатать исторические и манифактурные книги. А которые почернены, тех в вышеописанных книгах не употреблять".
Проверено временем
С этого момента полуустав остался только в богослужебной литературе. Все же светские издания (официальные публикации, периодика, техническая, военная, научная, учебная и художественная литература) теперь должны были печататься только упрощенной кириллицей. Впоследствии петровский шрифт плавно эволюционировал, окончательно устоявшись к середине XIX века. Даже советская власть не посягнула на него: большевистская реформа алфавита ограничилась ликвидацией пары дуплетных букв. Сегодня практически каждое слово в нашей стране напечатано гражданским шрифтом. Яркий тому пример - наша газета, которую вы держите перед глазами.
- На самом деле мы используем пять основных кеглей (разновидностей гражданского шрифта), - делится технологическими секретами оператор компьютерной верстки газеты "Благовещенск" Евгений Федоров, - несколько кеглей применяется для того, чтобы газета не выглядела однообразно и скучно. К тому же каждый кегль имеет свою функцию: одним печатается основной текст, другим - заголовки, третьим - рубрики. С количеством кеглей тоже перебарщивать нельзя - газета получится слишком пестрой. Вообще для каждого издания предварительно разрабатывается собственная графическая модель, которая зависит от направленности и содержания этого издания. "Благовещенск" - это городская общественно-политическая газета, поэтому графические вольности здесь недопустимы. Наш стиль - простота и строгость.
Впрочем, когда у той или иной организации возникает потребность графически продемонстрировать свою индивидуальность, от гражданского шрифта делаются отступления. В ход идут всевозможные засечки, наклон, непропорциональная жирность, округленные углы и другие приемы. В Благовещенске это ярче всего прослеживается на ресторанных вывесках. Учреждения, старающиеся подчеркнуть свою приверженность к национальным русским традициям, используют гонимый Петром I полуустав. Приверженцы средневековой рыцарской тематики имитируют западноевропейское готическое письмо. Но больше всего поражает умение некоторых умельцев стилизовать русскую кириллицу под китайские иероглифы.
Однако стоит только открыть меню и там снова - родной гражданский шрифт без всяких закорючек. Местные рестораторы понимают: имидж имиджем, но если посетитель хочет насладиться кулинарными изысками, изыски графические не должны стоять у него на пути.
Единый шрифт - единая страна
15 января в Москве в рамках празднования 300-летия введения русского гражданского шрифта состоялась презентация новой шрифтовой гарнитуры PT Sans.
Как утверждают ее разработчики, она может использоваться для всех языков народов Российской Федерации. К слову сегодня на основе кириллицы в России существует около 90 письменных языков. В каждом из них дополнительно к русскому алфавиту имеется от 1 до 15 символов. Большинство этих символов до сего дня не имели своего шрифтового эквивалента.
С выпуском новой гарнитуры такие народы, как эвены, эвенки, юкагиры, ханты, манси и многие другие, использующие в качестве алфавита кириллицу, получат возможность печатать книги, издавать СМИ и вести официальную документацию на родном языке без использования суррогатных латинских символов. Кроме того, новый шрифт позволит общаться на национальных языках в сети Интернет.
Стоит сразу сказать, что, в отличие от традиционной схемы, когда новые шрифты продаются, PT Sans будет распространяться бесплатно. Это было одной из главных задач разработчиков - компании ParaType. Дело в том, что все шрифты, которыми пользуются в России до сих пор, являются коммерческими и разработаны западными дизайнерами. Причем уже довольно давно. Например, популярная гарнитура Times New Roman, которая поддерживает кириллицу, была создана аж в 20-е годы прошлого века. Новая отечественная гарнитура является результатом профессиональной работы отечественных дизайнеров и сделана с учетом специфики национального восприятия.
При разработке новой гарнитуры большое значение придавалось тому, как будет смотреться этот шрифт на дорожных указателях (в том числе и при плохой видимости), как адаптировать к зрительному восприятию так называемый узкий шрифт, который обычно используют в инструкциях к лекарственным препаратам. При этом его можно использовать в коммерческой продукции, но его, разумеется, нельзя продавать.
Уже сейчас PT Sans можно скачать на сайтах Роспечати и фирмы разработчика (www.paratype.ru), который, кстати, готов рассмотреть все предложения по возможному улучшению гарнитуры. Хотя, судя по тому, что новый шрифт уже скачали более 40 тысяч человек, пока изменений не требуется. И как надеются авторы идеи, новый общероссийский шрифт станет одним их объединяющих факторов, который позволит всем жителям России ощущать себя единым народом единой страны.