Ушел Александр Семенович Филоненко. Я два дня пытался разобраться: как бы нескольких словах сформулировать то, что я о нем знаю, помню, что он значил и значит для меня, как сотрудника амурского журналистского цеха. Со мной-то все довольно просто: благодаря Семенычу я попал на работу в Амурскую правду, переехал в Благовещенск, где и живу уже 18 лет. То есть Александр Семенович оказал на мою жизнь очень важное влияние. Но вот если вообще…
По-моему, Александра Семеновича можно назвать последним романтиком амурской журналистики. И во времена нашего знакомства, в 1992 году, и позже, он был единственным среди моих знакомых человеком, который искренне верил, что журналистика может изменить мир вокруг нас. Что если хорошо, хлестко, честно написать в газете о какой-нибудь проблеме, которая касается многих людей или ВСЕГО ЛИШЬ ОДНОГО, маленького человека, то эта проблема начнет решаться и решится в нужную сторону. Что журналистика – это не решение текущих политических задач, не агитация, не предвыборные технологии (вот это он, по-моему, презирал и ненавидел), не способ нарубить бабла пером, а РАССКАЗ О ЖИЗНИ с целью изменить эту жизнь к лучшему.
Все, кто сталкивается с реалиями профессии, понимают, насколько такие представления отличаются от этих реалий, особенно в последнее время. Но однажды Семеныч сказал фразу (не на редакционной планерке, не в официальной беседе), которую я хорошо помню: «Каждый номер газеты нужно делать так, чтобы читатель его прочитал и захотел завтра встать рано утром, пойти и купить следующий номер». Вот это я и имею ввиду, когда говорю что он последний романтик.
А романтики всегда, извините за пафос, живут среди трагедий. На сутки всего лишь Александр Семенович разминулся в жизни со своим правнуком: сам не увидел, на руках не подержал.
И вот еще: новые технологии меняют мир нашей профессии настолько, что мы и сами эту профессию, наверное, скоро не узнаем. А романтику в эпоху перемен жить неимоверно сложно: нужно очень крепкое сердце…
Вот сейчас я пишу свои сумбурные мысли о Семеныче не В ГАЗЕТУ, а на сайт. Потому что газета наша по причине праздников до четверга не выйдет. Газета для него была жизнью. А сайт работает круглосуточно.
Прощайте, Александр Семенович. Прощайте – не только в смысле расставания, а больше в смысле «извините». Вы – последний романтик.