Уже в этом году благовещенская КСП обнаружила финасовые нарушения на полмиллиарда рублей
За казенным имуществом, за бюджетными (читай, народными) деньгами нужен глаз да глаз. Ведь от рачительного, хозяйского отношения к бюджету, к собственности того или иного муниципалитета зависит жизнь каждого человека во всех ее ипостасях. Чтобы не было «слабых мест» нигде: ни в медицине, ни в образовании, ни даже, простите, …в похоронном деле.
Сегодняшний разговор - с руководителем контрольно-счетной палаты г. Благовещенска Николаем Дементьевым.
Прок
- Николай Прокопьевич, кажется, контролеров – бесчисленное множество. А есть ли в этом прок?
- Круг наших полномочий предусматривает проведение экспертиз проектов муниципальных правовых актов, целевого и эффективного использования средств бюджета и муниципального имущества, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, контроль в сфере размещения муниципального заказа.
Контрольный орган муниципального образования не должен ограничиваться только констатацией выявленных финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и имущества, но и вести постоянную работу по недопущению установленных замечаний и совершенствованию механизмов управления финансами. Если депутаты и администрация города видят где-то «слабые места» (в образовании, здравоохранении и других сферах), планируется проверка.
- Однако не во всех муниципальных образованиях России есть КСП...
- После внесения изменений в Бюджетный кодекс, обязывающих проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, наметилась тенденция увеличения количества создаваемых собственных муниципальных контрольных органов. Это не просто желание муниципалитетов. Это, я считаю, необходимость, продиктованная временем. Многие муниципальные образования, конечно же, решают первоочередные задачи, направляют значительную долю расходов на содержание школ, детсадов, больниц, дорог и не уделяют должного внимания финансовому контролю. Так, во многих муниципалитетах нашей области нет контрольного органа, в некоторых - он состоит всего из 1-2 сотрудников. Отсутствие его не освобождает органы местного самоуправления от проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета. И муниципальным образованиям приходится нести расходы по оплате экспертиз (внешней проверки годового отчета), в том числе и сторонним аудиторским фирмам.
Что касается Благовещенска, то на протяжении последних четырех лет КСП имеет статус юридического лица. Наш контрольный орган самостоятельно проводит внешнюю проверку отчетов об исполнении городского бюджета и экспертизы проектов решений Благовещенской городской Думы. Требований и представлений от прокуратуры по нормативно-правовым актам, прошедшим экспертизу в КСП г. Благовещенска, не было.
- Что уже сделано в этом году?
- Как предписывает Бюджетный кодекс, проведена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2009 год 14-ти главных распорядителей бюджетных средств (управление образования, управление здравоохранения, управление ЖКХ и т.д.), и 26 главных администраторов доходов бюджета (федеральных и областных территориальных служб (учреждений), администрирующих налоговые и неналоговые доходы в бюджет города). Проведено 6 экспертиз проектов решений городской Думы по вносимым изменениям в городской бюджет и других документов, затрагивающих вопросы налогообложения, законности, эффективности и обоснованности расходования средств городского бюджета.
За первый квартал 2010 года КСП Благовещенска проведено 3 проверки. Проверена финансово-хозяйственная деятельность МОАУ «Прогимназия» (материалы переданы в правоохранительные органы), МП «Ритуальные услуги», а также МУЗ «Детская городская клиническая больница» по вопросу соблюдения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг. Сумма установленных финансовых нарушений по результатам контрольных мероприятий – 467,9 млн. рублей, устранено – на 75,3 млн. рублей.
- Полмиллиарда рублей? И кто же больше всех «постарался»?
- Значительная доля нарушений выявлена в МП «Ритуальные услуги». В ходе проверки данного предприятия за 2007-2009 годы установлено нарушений на сумму 378,7 млн. рублей. То есть более 80 процентов от всех выявленных за первый квартал. Около 46 миллионов – неправомерное расходование денежных средств, около 3 миллионов – излишки материальных ценностей, более 1 миллиона – неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств, более 300 млн. рублей – прочие финансовые нарушения (в т.ч. искажение отчетности).
Отходы
- Цифры, конечно, впечатляющие… Можно привести конкретные примеры?
- Так, МП «Ритуальные услуги» неправомерно предъявлялись к возмещению из городского бюджета затраты, связанные с захоронением патологоанатомических и органических операционных отходов, поступающих из областных медицинских учреждений. За проверяемый период предприятие получило из казны 2 миллиона 211 тысяч рублей. Предъявлялись к покрытию затраты, которые не урегулированы нормативными актами. Ведь есть предусмотренный федеральным законом утвержденный перечень, согласно которому из городского бюджета выделяются деньги. Захоронение отходов не предусмотрено. Отношения между медицинскими учреждениями и МП «Ритуальные услуги» по захоронению отходов должны регулироваться договорами. Чего не было сделано. По результатам проверки мы рекомендуем эти средства вернуть в бюджет. Тут на незнание закона не сошлешься. Предприятие и раньше предупреждали по результатам предыдущей проверки.
- Ну а что за «излишки материальных ценностей»?
- Более двадцати объектов (в том числе недвижимости) просто не числились в бухгалтерском учете предприятия.
- Что-то могло уйти «налево»?
- Сложно сказать, факта случившегося нет.
- А в чем заключалось неэффективное использование имущества?
- Проектные работы были заказаны почти на миллион рублей, но никакого строительства не велось и не планируется вести. Зачем было тратить более 900 тысяч рублей? Около 100 тысяч потрачено на содержание неэксплуатируемых автомобилей.
- Какие еще можно отметить нарушения?
- Бывший директор начисляла себе премии, без согласования с управлением потребительского рынка мэрии. За 2007 год сумма неправомерно выплаченных премий составила 140 тысяч рублей. Среднемесячная зарплата у руководителя муниципального предприятия была 89 тысяч рублей, больше чем у первых лиц города.
Проверкой выявлено, что предприятием занижена чистая прибыль на сумму более 10 млн. рублей. По данному факту предприятию указано на необходимость пересмотреть финансовый результат за 2009 год, что повлияет на дополнительные поступления в доход городского бюджета более чем на 4 млн. рублей.
С 2004 года «Ритуальные услуги» были освобождены от уплаты части доходов в бюджет. Хотя по итогам проверки имели устойчивое финансовое положение. Так, в 2008 году МП получило почти 34 миллиона чистой прибыли и имело финансовую возможность перечислить в бюджет не менее 10 процентов чистой прибыли без ущерба для своей хозяйственной деятельности.
- С бывшего руководителя деньги взыщут?
- Направили комитету по управлению имуществом города информацию для рассмотрения и принятия решения.