Георгию Павлову посвящаю…
Людмила Брагина, с. Тамбовка:
- Уважаемая редакция газеты!
Решила написать об известном в области (или уже забываемом) композиторе Георгии Павлове. Кто его знал – наверняка помнят, а кто не знал – пусть узнают.
Благовещенск родной,
Красив ты вечерней порой,
Тополя шумят над тобой…
Кому из благовещенцев, да и амурцев тоже, не знакомы эти слова. Они сразу напоминают мелодию, чистую, нежную, полную любви к дорогому сердцу городу, написанную еще в 50-х годах Георгием Васильевичем Павловым.
Мало кто знал, что он, Гоша Павлов, в будущем известный амурский композитор, был участником Великой Отечественной войны, чье детство совпало с годами военного лихолетья, что и им тоже внесен посильный вклад в Великую Победу.
Однажды Гоша из села Томское Амурской области убежал в Малую Сазанку – в юнги для того, чтобы быть похожим на тех моряков-краснофлотцев, что погибли в 1937 году в боях с японскими провокаторами (памятник экипажу бронекатера № 72 поставлен в М. Сазанке).
Шел 1942 год. Мальчишке едва исполнилось 10 лет. Мечта его осуществилась. Хотя не попал в большой флот, но был зачислен юнгой (да еще стал воспитанником музыкального взвода и матросом, со всеми видами довольствия) на флагманский корабль «Зея» трубачом-горнистом. В то время находилась в М. Сазанке Зейско-Бурейская бригада кораблей краснознаменной Амурской флотилии).
Руководитель музыкального взвода серьезно обучал мальчика игре на альфе-трубе в духовом оркестре. Занимались очень серьезно, изучали теорию музыки, а практики хватало – играли на кораблях, в воинских частях. Перед шефами.
Бывший юнга вспоминал: «Приходилось ходить в наряды и заступать на боевые дежурства, в караулы, а еще в школе надо было успевать. Вместо денежного содержания выдавали сахар и галеты».
Пришлось Георгию немного и повоевать. Правда, их штабной корабль в сражениях не участвовал – работал на переправе, трелевал грузы, военную технику через Амур, обратно вывозил раненых бойцов, иногда пленных.
«Сколько раз хотел самовольно уйти с корабля, увязаться за отрядом, но командование все предусмотрело, - вспоминает Георгий, - всегда к этому времени мне давали столько поручений, о выполнении которых было необходимо доложить, что и времени на другое не хватало…»
Пострелять Гоше не удалось – старшие берегли. А он с завистью смотрел, как его боевые товарищи готовились к высадке десантом в тыл врага, старался помочь им в сборах.
Шел 1945 год. В этом году юнга Павлов получил медаль «За победу над Японией».
«Запомнилось взятие города Сахалян (ныне Хэйхэ), расположенного напротив Благовещенска, - продолжает свой рассказ Георгий Васильевич, - здесь я участвовал в приемке пленных японцев и раненых бойцов. Захваченные у врага трофеи красноречиво говорили о коварстве японского командования. Оно тщательно готовилось к нападению. На складах помимо большого количества вооружения имелось химическое и бактериологическое оружие. Внезапный и одновременно мощный удар всех наших фронтов спутал карты японского генштаба. За короткий срок была разгромлена Квантунская армия. Мирное население – китайцы – с восторгом и радостью встречали нас на маньчжурской земле. Помню митинг в Сахаляне и выступление на нем нашего командующего бригадой капитана первого ранга Максима Георгиевича Воронкова. За умелое и успешное выполнение заданий высшего командования, взятие городов Сахаляна, Мохэ, Айгуня и Цикэ ему было присвоено звание Героя Советского Союза».
Пришла Георгию пора действительной службы, и началась она здесь же, в бригаде, а в 1953 году он был переведен в Тихоокеанский флот, на остров Русский.
Не хотел расставаться с флотом, но судьба распорядилась иначе.
Талант юноши был замечен. Так началась его музыкальная жизнь. Стажировку проходил во всесоюзно известном Воронежском хоре, там же впервые попробовал писать песни, музыку (позже, уже в Тамбовке), он создал свой знаменитый «Благовещенский вальс» на слова Николая Базыкина, сотрудника Тамбовской районной газеты.
Уже в 1955 году на областном фестивале в Новосибирске занял второе место в конкурсе на лучшую песню среди маститых композиторов.
Очень был дружен с композитором Валентином Левашовым.
Но через год Георгий вынужден был вернуться на родину. Здесь он повстречался с амурским композитором Евгением Лыткиным, и по его рекомендации вскоре был направлен в Тамбовский Дом культуры художественным руководителем.
Первое сценическое выступление Георгия Васильевича было отнюдь не музыкальным, он играл роль деда в пьесе «Свадьба в Малиновке». Так состоялось первое знакомство тамбовчан с музыкантом.
Павлова в 1958 году приняли в члены правления амурских композиторов, и уже через год по вызову из Москвы его, единственного из Дальневосточного региона направили на учебу в институт им. Н. К. Крупской на повышение квалификации руководящих кадров. Институт он окончил с отличием.
С тех пор, с 1964 года, жил и работал в г. Свободном. Более 20 лет проработал в школе-интернате для слабовидящих детей. Он всю свою душу, весь свой талант музыканта, педагога отдавал детям, стараясь дать им то, что не позволило получить ему, мальчишке, военное детство.
Он плодотворно работал творчески все годы. Издал несколько сборников песен, в последнем – 102 песни. Это песни о родной земле, о дружбе, о лучших человеческих чувствах. И эти песни очень дороги нам всем.
В мае 2003 года ушел от нас Георгий Васильевич Павлов, оставив добрый свой след – свои песни. И пока они звучат, - он с нами!