Похоже, что Амурская область в очередной раз стала «полигоном» для «обкатки» новых технологий по укреплению «вертикали власти»
Сказать, что события в Благовещенске «привлекают пристальное внимание» всего населения России, было бы очень большим преувеличением.
Но вот в том, что за шагами нашего губернатора, равно как и ответной реакцией на них, очень внимательно следят из достаточно высоких столичный кабинетов – это точно.
Потому как ничего подобного в России еще не происходило.
Кто в доме хозяин?
Не секрет, что в большинстве своем взаимоотношения глав регионов и мэров столичных в этих регионах городов, мягко скажем, напряженные.
В последние годы губернаторы, при поддержки центра, всеми правдами и неправдами стремятся доказать свое первенство.
Однако…
Однако есть Конституция РФ (статья 12 которой четко указывает, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Есть Федеральный закон за номером 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В каждом муниципальном образовании, в конце-концов, есть свои Уставы.
Тем не менее желание «поставить мэров на место» у большинства губернаторов очевидно.
Вопрос лишь в том, как этого добиться.
Наш пример заразителен?
И вот именно в этой связи то, что происходит сегодня в Благовещенске, очень похоже не некий «пробный камень», запущенный (не исключено) с чьего-то «высокого» благословения.
Если это так, что у нас сегодня, по сути дела, отрабатываются «новейшие технологии» воздействия на слишком «строптивых» мэров.
Судите сами.
Шаг первый – «отрешение» благовещенского градоначальника от исполнения обязанностей. Основание – честное определение суда о якобы неисполнении мэром решения суда.
То, что к моменту появления этого самого частного определения все решения судов были исполнены в самом, что ни есть полном объеме, – мелочи, которые никого не волнуют.
Шаг второй – увольнение (желательно – по собственному желанию, или, как у нас, по «состоянию здоровья») первого зама мэра, который по Уставу города должен исполнять обязанности главы администрации Благовещенска.
По большому счету, это уже дело техники.
Параллельно – провести работу по «устранению» со своего поста спикера городской Думы (это без особых проблем можно сделать руками самих депутатов).
Шаг третий – назначение своего «и. о.» мэра.
Вот тут-то и есть самая большая проблема.
Если под первым и вторым шагами можно поискать хоть какую-то правовую основу, то здесь НИ ПО ОДНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ у губернатора НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ влиять на кадровые назначения в муниципальном образовании!
Но попытаться же можно!
Поэтому, надо полагать, и появились во вторник сразу два документа за подписью губернатора.
Первый – о «назначении временно исполняющим обязанности главы администрации города Благовещенска» господина Неведомского (занимавшего до этого пост вице-премьера областного правительства).
Второй – с предложением к городским депутатам «рассмотреть» его же кандидатуру для наделения полномочиями «исполняющего обязанности администрации города Благовещенска» (именно так сказано в тексте губернаторского послания депутатам – похоже, в спешке забыли впечатать слово «главы»).
Казалось, если ты уже «назначил» человека, то к чему еще у кого-то просить дать ему полномочия?!
А дело-то в том, что ни по Уставу города, ни по 131-му Федеральному закону, ни тем более по Конституции РФ губернатор не имеет полномочий на это!
Равно, кстати, как и депутаты - наделять полномочиями «временно исполняющего обязанности» кого-либо. Тем более, что такой должности как «врио главы города Благовещенска» вообще не существует в Уставе Благовещенска.
* * *
Тем не менее «камень брошен», и за тем, какие круги от него разойдутся, сегодня внимательно следят и в Москве, и у нас.
Реакция столицы, на сегодняшний день, сформулирована руководством Всероссийского совета местного самоуправления.
- Если решения, подобные решению губернатора Амурской области, будут признаны легитимными, можно будет делать вывод о ликвидации в России местного самоуправления как такового! – заявила член Общественной палаты и руководитель Центрального исполнительного комитета ВСМС Светлана Разворотнева.