Она началась уже после увольнения Александра Александровича из Вооруженных сил. Полный сил и энергии военный пенсионер в 89-ом году решил обзавестись хозяйством и поселился в деревне. Казалось бы, что может быть проще – завел скотину, взял землю и работай, только не ленись. Но оказалось, даже такие проявления независимости как кость в горле районным чиновникам. И началась не объявленная война за право жить своим трудом, за землю. На отставного военного несколько раз нападали, вламывались к нему в дом, устраивали поджог и воровали скотину. Но он привык надеяться только на себя и самостоятельно защищает свое имущество. Лично изъял и передал в милицию два ружья, нашел три краденых мотоцикла, а еще пытается отстоять интересы своих земляков.
Вас здесь не стояло
С 1990 года Александр Даровко переехал на постоянное жительство в деревню Берчаково. Думал жить спокойно в тишине, заниматься сельским хозяйством и ни от кого не зависеть. Односельчане избрали его старостой, и он посчитал своим долгом отстаивать общественные интересы. Такие активисты оказались не угодны районным чиновникам, за двадцать лет Даровко ни разу (!) не оповестили о встречах главы района со старостами. В администрации ему прямо так и сказали, мол, по статусу вы не подходите. Какому статусу должен соответствовать деревенский староста, Даровко выяснять не стал, но предполагает, что статусом личной преданности главе. Чем не страдал в своей жизни Александр Александрович, так это приступами лизоблюдства. Чувство справедливости и собственного достоинства он не готов променять на чиновничьи подачки, поэтому некоторые считают его этаким Дон Кихотом местного масштаба.
В 1991-м году в Ковровском районе он создал ассоциацию фермерских хозяйств «Надежда». Как только у ассоциации стала появляться прибыль, началось давление на председателя Даровко. В ход шли угрозы, шантаж, нападали, избивали. Однажды даже подожгли дом. Хорошо, что бывший прапорщик Советской Армии не растерялся, его учили действовать в экстремальных ситуациях четко и быстро, поэтому и жену эвакуировал, и пожар погасил. Из заявления Даровко на имя прокурора города: «Все это (угрозы, шантаж, поджоги и т.д. – ред.) продолжалось до тех пор, пока я не ушел с должности председателя ассоциации. Через некоторое время на эту должность была избрана Мария Козлова, проживающая в деревне Крутово. За время ее работы было отчуждено все имущество ассоциации…». Далее идет весьма внушительный перечень имущества, в том числе: магазин офисной мебели, два грузовых и два легковых автомобиля, офисная мебель и торговое оборудование. Из заявления Даровко на имя прокурора города: «как мне известно, имущество было продано явно по заниженным ценам, так, автомобиль «Камаз» был продан в 1995 году за 1,5 миллиона рублей, что явно ниже его рыночной стоимости». Действительно, в то время полтора миллиона стоил хороший видеомагнитофон, а вовсе не грузовик. За проданное имущество государство в виде налогов не получило ни копейки, перед членами ассоциации тоже не отчитались.
В январе 1998 года Даровко вновь избирают председателем ассоциации, но бухгалтерские документы передавать ему не спешат. Бухгалтер отсылала его к Марии Козловой, а та в марте 1998 года вообще отказалась предоставить какие-либо документы ассоциации. Разговор происходил в присутствии тогдашнего начальника отдела сельского хозяйства администрации района Кувшинова. Почему чиновник не поддержал законные требования Даровко, ведь при нем ассоциация успешно работала, платила налоги? Стоит ли говорить, что при таком отношении властей никакой ассоциации фермерских хозяйств в настоящее время в районе нет.
Отказывались районные власти признать Даровко жителем района. В марте 2004 года он попытался выписать лес для строительства дома и построек. Чиновники рассматривали этот сложный вопрос восемь месяцев и отказали Александру Александровичу «ввиду отсутствия прописки в сельской местности». На тот момент Даровко уже 13 лет постоянно жил и был прописан в деревне Берчаково.
Один против всех
Неугомонному старосте выделили участок земли в 91-ом году. Дали самый дальний участок, который расположен почти в километре от дома, хотя земля дольщиков начинается прямо от его крыльца. Когда он в марте 2009-ого года попытался воспользоваться законом и опубликовал в областной газете свои претензии на участок земли, расположенный возле дома, то тут же появилось возражение, в котором говорится: «участники долевой собственности возражают против выдела земельных участков в связи с тем, что данные земельные участки используются для обеспечения кормами цеха животноводства. Кроме того, земельные участки засеяны многолетними травами, принадлежащими СПК «Санниковский».
Данный участок земли оказался очень необходим участникам долевой собственности В.К. Фонаревой, Т.М. Гришиной, Н.А. Смирновой, Н.М. Оськиной, А.А. Рябцовой и А.В. Белякову, которые и подписали данное возражение в начале апреля 2009 года. Тут бы порадоваться, все-таки есть у земли хозяева, да не выходит. Чем помешал этим дольщикам Даровко? Да тем, что неугоден он районной власти.
Осенью 2010 года он все-таки оформил документы на 12 гектаров земли, на это потребовалось почти 10 лет. Ни один чиновник не объяснил, как правильно составить документы и каким законом воспользоваться. Земля есть, но возникла другая проблема. Кредит в Ковровском филиале «Россельхозбанка» ему предоставить отказались. Что делать с землей без кредита?
Написал жалобу на имя Президента России, из управления Президента пришел ответ, что обращение «направлено на рассмотрение по компетенции в администрацию Владимирской области». Заместитель губернатора области В.В. Гусев подписал ответ, в котором «деревенщине» разъясняется: «в паспорте у Вас значится место постоянного проживания г. Ковров».
Далее: «было выявлено, что Вы являетесь заемщиком кредитных средств в других банках…». «Являясь главой К(Ф)Х вы должны представить документы о постановке на учет в налоговом органе…». «Указанные причины и послужили отказом в выдаче Вам кредита». Такого цинизма или безграмотности старший прапорщик не ожидал. Прописан в деревне с 1991 года, в других банках кредиты не брал, главой К(Ф)Х он не является и кредит оформлял для личного подсобного хозяйства. Все причины отказа оказались высосаны из пальца, но кредит Даровко так и не получил. Напомним, у генерального директора «Белых рос» Алдушина, напротив, проблем с кредитами никогда не возникало, трудности были лишь с их возвращением.
«Никто из крестьян района, – возмущается Александр Даровко, – не знал о постановлении губернатора от 06.06.2007 года № 403 «О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области», в пункте 1.2 которого ясно сказано: «инициировать проведение до 1 августа 2007 года общих собраний участников долевой собственности…». Пункт 2.1. «усилить контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, в том числе особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий».
Дольщики до сих пор надеются получить хоть что-то за пользование своей землей, но, судя по всему, надежды эти тщетны. Нет договоров аренды на использование их земель, нет и дивидендов. О праве на имущественный пай никто даже не слышал. Как используют землю СПК, иначе как варварством бывший фермер Даровко назвать не может. По его прогнозам через 5-6 лет на ней даже травы культурные расти не будут, настолько истощится почва. Площадь земель сельхозназначения неуклонно сокращается, СПК разоряются, а людей, на которых только и держится русская деревня, считают почти сумасшедшими. Политики вздыхают о спившейся деревне и разрабатывают программы возрождения села, выделяют миллиарды, из которых до деревни доходят копейки, а желание работать на земле встречает ожесточенное сопротивление бюрократов.
До какой же степени в Ковровском районе должна была мутировать муниципальная власть, что людям отказывают даже в праве жить своим трудом? Почему? Да потому что тогда в деревне появятся реальные хозяева, а не «плакатно-бумажные», и они лишат чиновников той безраздельной власти, какой они пользуются сейчас. Таких не загонишь в рамки, не обманешь и не запугаешь. Они не пойдут на поклон, как не идет Александр Даровко.
Источник: