Бравурные отчеты Генштаба о выполнении планов самого многочисленного за всю постсоветскую историю призыва на военную службу встречены общественностью с настороженностью, сопровождаемой мрачными прогнозами. Не только правозащитники, но и руководители Главной военной прокуратуры (ГВП) в один голос заявляют, что значительное увеличение (почти в три раза) в армии прослойки новобранцев может спровоцировать рост правонарушений среди личного состава.
По мнению секретаря Союза комитетов солдатских матерей (СКСМ) России Валентины Мельниковой, Минобороны пока не готово проводить целенаправленную эффективную молодежную политику, поскольку «социально-нравственная атмосфера в армии не улучшается, что негативно сказывается на состоянии правопорядка». Мельникова считает, что воспитательные структуры, отвечающие за формирование такой атмосферы в армии и на флоте, «должны быть расформированы, так как они бездействуют, а количество ЧП в войсках только растет». В СКСМ, по ее данным, этой весной только по Московскому региону о различных нарушениях, в том числе и связанных с дедовщиной, поступило около 1,5 тыс. обращений от молодых солдат и их родителей.
О подобных тенденциях рассказал на днях журналистам и член Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко. Он также констатирует возросший уровень дедовщины в войсках и отмечает, что, «это происходит, несмотря на сокращение срока службы». Но теперь, по мнению правозащитника, над призывниками и молодыми солдатами издеваются еще и контрактники.
О высоком уровне преступлений и правонарушений среди контрактников, то есть сержантов-профессионалов, говорит и главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский. По его данным, в этом году число привлеченных к уголовной ответственности военнослужащих по контракту возросло на 12%. Увеличилось и число военнослужащих, пострадавших в результате неуставных взаимоотношений со стороны контрактников.
Существенные коррективы при формировании нового облика Вооруженных сил, по его мнению, должны быть внесены и в организацию правовой и педагогической подготовки офицерских кадров: «Значительную пользу, как показывает опыт других ведомств, может принести создание в войсках психологической службы».
Впрочем, можно с большой долей вероятности предположить, что эти предложения военным ведомством реализованы не будут. Данные шаги потребуют увеличения штатов офицеров, ответственных за моральный дух солдат, правопорядок и молодежную войсковую политику, а реформа, проводимая сегодня Минобороны, направлена как раз на то, чтобы резко уменьшить количество офицеров в войсках, заменив их сержантами.
В общем, предложений о повышении социально-нравственной атмосферы в войсках поступает много. Но не факт, что их реализация остановит рост преступности в армии и на флоте. Для этого нужны не только воля и озабоченность руководства страны данными проблемами, но и здоровое гражданское общество, которого, увы, в России пока нет.
Ng.ru