Матери похитили сыновей из части
Не в силах терпеть унижения сыновей, избиения их табуретками по голове в Екатеринославской воинской части, матери выкрали четырех южноуральских солдат. Девять суток они добирались до дома, прячась в фургонах с картошкой. В пыли и грязи, зато - по пути домой.
«Катька»
Не дай бог, попасть в Екатеринославку, говорят новобранцам про амурскую воинскую часть. И рассказывают про творящийся там беспредел, про наглость и злость тамошних старослужащих, землячество парней из горных республик. Сама слышала не раз про их этикет: или платишь процент им от своего довольствия, или тебя бьют. Как били в 2007 году 23-летнего башкирского солдата Андрея Цуканова, найденного в лесополосе повешенным.
После учебки в Моховой Пади четверо челябинцев: родные братья Денис и Максим Губаревы из Копейска, Кирилл Сапунов из Златоуста, а также Иван Татаринцев из Варненского района, - прибыли для прохождения службы в Октябрьский район. Каждую ночь их выводили по одному в туалет и всячески избивали, в том числе тяжелыми стульями - по голове.
Вкусив тутошнее невеселое житье-бытье, друзья сразу же решили: надо делать ноги, пока живы. Трое суток они плутали по амурскому лесу.
Мама братьев Наталья Черноок узнала о произошедшем, связалась с сыновьями, с частью. Ей дали «слово офицера», что парней в обиду не дадут. Пусть, мол, они идут в Моховую Падь, в учебку.
«Повешусь»
Вот что рассказали матери на пресс-конференции челябинским журналистам (видео с пресс-конференции выложено во Всемирной паутине, на многих сайтах):
- Когда ребята выбрались в Моховую, к ним применили физические меры. Потом отправили под Белогорск к штрафникам. Созвонились с командиром. Тот стал убеждать: «С ребятами все хорошо, не переживайте». Мы им сказали, что ваше «хорошо» может быть чревато последствиями, и предупредили о своем приезде.
На новом месте оказалось еще хуже, чем в Екатеринославке. Побои, вымогательство...
- Приехали мы ночью. За бутылку водки и коньяка прапорщик оставил переночевать нас в части, - вспоминает Наталья Черноок. - Случайно мы услышали разговор: мол, пусть пацаны вернутся в казарму, будем разговаривать по-другому. Мамочек сюда притащили!
Утром пошли в военную прокуратуру. И нам открыто сказали: «Чего сюда приперлись? Все равно ничего не добьетесь, не докажете. Никакого следствия по вашим детям нет». А на столе - кипа бумаг. Изначально нам ее показали. Когда же мы предупредили, что будем принимать меры и дальше, пообещали бумаги уничтожить.
Синяки
Через военную прокуратуру парням дали увольнительную. Младший Губарев признался матери: «Если ты меня отсюда не вытащишь - повешусь».
- Ребят старались избивать так, чтобы не было синяков и нельзя было зафиксировать побои. Наши сыновья говорят, что дедовщину в армии сейчас гораздо легче пережить, чем сержантов-контрактников. Дагестанцы, якуты, буряты измываются страшно. За забором части растет конопля, накурятся и по ночам воспитывают новобранцев. Наш случай далеко не единственный», - считает мама Кирилла Сапунова. А ее подруга по несчастью добавляет:
- При нас мальчишка из Синеглазова был избит - вся грудь синяя. При нас командир просил группу ребят раздеться, и когда у парня увидел синяки, поинтересовался: «Что такое?». Юноша побоялся ответить честно. Сказал: «Упал». Командир ему: «Раз упал - одевайся»...
Прячут
Девять суток беглецы добирались до дома. Без документов: военные билеты, паспорта у них отобрали в части.
По рассказу Натальи Черноок, младший сын не мог идти - у него разбарабанило ноги.
- Шел где в тапках, где босиком. То и дело приседал, - говорит женщина. - Грудная клетка ныла. Старался скрыть боль. Отойдет в сторону и начинает кашлять, хватается за грудь. А старшему сыну доставалось еще больше. Его били сразу за двоих, когда выводили в туалет.
Матери прячут сыновей. «Сейчас мы прячем наших сыновей, - рассказывает мать рядовых Губаревых Наталья Черноок. - У них нет ни паспортов, ни военных билетов - все документы сразу по прибытии в часть забирает командование: специально, чтобы никто не подался на волю. В военной прокуратуре Челябинского гарнизона нас не слушают и отказываются принять заявления о царящей на Дальнем Востоке дедовщине. Говорят: «Мальчики должны прийти сами».
Тем временем военная прокуратура по Белогорскому гарнизону возбудила в отношении солдат уголовные дела по статье 337 УК РФ - «Самовольное оставление части или места службы». Однако комментариев оттуда мы не дождались.
Экспертиза
Родители не хотят возвращать детей в армию и намерены добиваться справедливости через суд.
«Делать это необходимо, - считает председатель Ассоциации солдатских матерей Челябинской области Людмила Зинченко. Та самая, что отстаивала права солдата Сычева. - Из четверых ребят трое были призваны в ряды Вооруженных сил с грубейшими нарушениями. Я не знаю, почему родители пострадавших солдат терпят подобное и не подают в суд за нравственные и физические страдания, которые причинены их детям. За подобные нарушения надо брать по миллиону с военкоматов и врачей, может, тогда они будут чувствовать хоть какую-то ответственность».
По мнению правозащитницы, выход у ребят сейчас один - подать в военную прокуратуру округа заявление с требованием направить их на повторное медосвидетельствование на непригодность к военной службе. «Если им откажут, тогда - судебно-медицинская экспертиза, которую проводят ведущие независимые специалисты в этой области. И уже с этим заключением они едут в окружной госпиталь и там проходят переосвидетельствование. В моей практике ни одного после судмедэкспертизы не признали годным», - заверила Людмила Зинченко.
Что же касается документов ребят, Людмила Николаевна разъясняет таким образом: «Мы специально отправляли соответствующий запрос от Комитета солдатских матерей России в Главную военную прокуратуру. Оттуда нам пришел ответ, что закону паспорт имеют право изъять только по решению суда или в случае смерти человека. В остальных случаях это противозаконно».
...В ответ же на требование вернуть паспорта в части отвечают, что обменяют их только на наших детей, говорят матери. И ни на секунду не сомневаются, что поступили бы иначе, нежели тогда, когда увозили детей из того кошмара...