Строительство Сибири
21.02.2017
Значительно больше, чем образцов стилевой архитектуры, можно было видеть домов (особенно в губернских городах), построенных по проектам профессиональных архитекторов с использованием приемов крестьянского зодчества. Фольклоризация профессиональной архитектуры, так называемая «ропетовщина» (этот процесс был характерен для большинства городов России в третьей четверти XIX века ), явилась, на наш взгляд, альтернативой той тенденции в архитектуре предшествующего периода, когда деревянным домам стремились придать иллюзорный облик каменного здания с соответствующей для барокко или классицизма композицией фасада и сопутствующими деталями. Когда основным направлением стало возрождение национальной художественной культуры, наступило время для пересмотра существующих представлений о городской архитектуре.
Фольклоризация архитектуры была основана на использовании оригинальных форм подлинного, старинного народного строительного искусства. Эти формы изучались и систематизировались. Авторы издававшихся в это время альбомов резьбы, образцов оформления деревянных конструкций, малых форм, так же как и авторы планировок типового жилья, черпали из истоков крестьянского прикладного искусства и им вдохновлялись. Граница между архитектурой обслуживавшей народ и привилегированные классы не определима однозначно. Дома купцов, промышленников, чиновников имели, скорее, лишь количественные отличия от домов рядовых граждан (большие размеры, усложненная и более развитая планировка, более богатая пластика), чем качественные. Хотите создать в доме комфортную обстановку? Жалюзи окна магазин позволит подобрать подходящий вариант.
С увеличением числа квалифицированных архитекторов в конце XIX века требования в части ар- хитекзурно-художественной выразительности проектируемых, прежде всего общественных, зданий повысились. Для некоторых крупных и важных объектов объявлялись конкурсы как среди местных сибирских архитекторов, так и с участием столичных зодчих. Известны конкурсы на лучший проект театра в Иркутске (победитель В. А. Шретер), на здание переселенческого управления и торгового корпуса в Омске (А.Д. Крячков), на здание музея и Дома науки в Томске, на здание кафедрального собора в Благовещенске и др. Желающим принять участие в конкурсе выдавались условия конкурса, план местности и другие исходные материалы. На конкурс следовало представить эскизный проект.