Уникальная композиция
02.07.2017
Уникальна композиция Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге, известного под именем Смольного монастыря. Он был построен Ф.-Б. Растрелли в 1748—1764 гг. для императрицы Елизаветы Петровны, которая намеревалась в конце жизни удалиться на покой, но открыт был как воспитательное заведение для девочек из дворянских семей.
Схема монастыря геометрична: в ее основе — форма креста, образованного двухэтажными келейными корпусами, их очертанию вторит ограда. В центре — громадный собор; вместе с малыми церквами, поставленными на входящих углах «креста», и башенками ограды он образует пространственную «пирамиду» — в этом тайна композиционного единства комплекса. Над входом в монастырь должна была встать 140-метровая ярусная колокольня с тремя пролетами звонов в нижних ярусах и мощным венчающим столпом, прообразом которого послужила колокольня Ивана Великого. Работа отнимает слишком много времени и на уход за пожилым родственников его практически не остается? Стоит оформить патронаж и проблема будет решена.
Собор поражает не столько новизной общего приема (четырехстолпный, квадратный в плане храм), сколько громадным масштабом. Уравновесить на подпружных арках массу главного (светового) барабана с наружным диаметром более 20 м — сложная конструктивная задача. Решая ее, Растрелли ставит боковые главы на пилоны, несущие арки и паруса, тем самым утяжеляя их и гася диагональный распор. Ничего подобного русское храмостроение не знало (отдаленным прототипом можно счесть свинцовые пинакли, которые ради утяжеления контрфорсов устраивали в готических соборах). Прием дал необычайный эффект: тесно прижатые к главному барабану, высокие боковые главы образовали неповторимую в своем богатстве пластическую композицию.