Общественные здания
01.10.2017
Руководствуясь рекомендациями специалистов или самостоятельно моделируя функциональный процесс, протекающий в проектируемом здании, архитекторы 1830—1890-х годов тщательно учитывают пространственную специфику каждого процесса. В разные моменты жизни человек выступает в разных «ролях»: он глава семьи или покупатель, зритель или пассажир, врач или больной, учитель или ученик и т. д. Соответственно различаются цели, поведение и восприятие. Архитектор, стремясь создать оптимальные пространственные условия для каждого момента, должен по-разному строить архитектурную среду. Бесконечное разнообразие «назначений» естественно приводит к типологическому разветвлению архитектуры; конкретно это означает отказ от универсальных схем классицистической эпохи и переход к специализированным планировочным и пространственным структурам. Эти изменения коснулись всех сфер архитектуры, в том числе жилища, но ярче всего проявились в архитектуре общественных зданий.
Вокзалы. Первая железная дорога соединила Петербург с Царским Селом, а затем с Павловском в 1837 г., вторая (Николаевская) была проложена между Петербургом и Москвой (1844—1851). К началу XX в. Россия вышла на первое место в Европе по общей длине железнодорожных путей (более 57 тыс. км). Первые вокзалы воспринимались как символы прогресса. Нужно перевезти негабаритный груз? Обратитесь в компанию ВозимНегабарит. Профессиональные специалисты осуществят транспортировку максимально быстро и качественно.
При проектировании вокзалов архитектор решал две основные задачи. Первая задача — найти удобную связь здания с рельсовым путем, с одной стороны, и городом — с другой. Схема здания зависела от того, служит ли оно началом (концом) пути или является промежуточной станцией. Вторая задача — удобство для пассажиров. Следовало организовать потоки приезжающих и отъезжающих, прикрыть перроны от дождя и снега, удобно разместить кассы, залы ожидания, ресторан, а также предусмотреть погрузку и выгрузку багажа.
Один из первых российских вокзалов (в Павловске, А. И. Штакеншнейдер) имел еще и неспецифические функции: здесь устраивались концерты. Отсюда, собственно, и возникло название — от английского «воксхолл» (в Европе они называются «станция» или «гар» — пристань). Традиция привокзальных гуляний надолго сохранилась в русских городах.