В Благовещенске участились случаи продаж краденых автомобилей. «Крайними» в этих случаях, как правило, остаются покупатели...
Покупка автомашины для абсолютного большинства наших граждан - по-прежнему праздник. И пусть четырехколесный друг не "мерседес", и пусть машина не новая, все равно очень хочется побыстрее получить номера и сесть за руль. Но у подержанных авто могут быть свои тайны, и чаще всего не очень приятные для нового владельца. Самой распространенный для счастливых покупателей «подарок» - перебитые идентификационные номера, так называемые VINы.
Черный авторынок
Столкнувшиеся с такой проблемой автовладельцы не понаслышке знают, что поставить на учет автомобиль с перебитыми VINами практически невозможно. Более того, вам придется еще и доказать, что номера перебивали не вы и причастности к краже собственного авто не имеете. Чаще всего на амурском рынке подержанных автомобилей «всплывают» угнанные в Хабаровском крае дорогостоящие иномарки.
- Хабаровские криминальные «спецы» превзошли по подделке идентификационных номеров всех своих российских коллег, - рассказывает старший инспектор по розыску угнанного и похищенного автотранспорта ОГИБДД по Благовещенску Дмитрий Глущенко. - Ежегодно на амурском автомобильном рынке появляются сотни краденых авто, и мы вынуждены отказывать их новым владельцам в регистрации. Порой под один ПТС бывает подогнано по три - четыре автомобиля.
На учет не поставят
В России автомобиль идентифицируют по трем узлам: кузову, двигателю и шасси. И если, например, предыдущий владелец автомобиля поменял двигатель, а механики на новый агрегат набили старый номер, то такой автомобиль также будет считаться «криминальным». Далее хуже согласно «Правилам регистрации автотранспортных средств», при выявлении признаков изменения маркировки документы на автомобиль изымаются, а вместо них выдается заверенная копия. Эта копия не является документом, позволяющим управлять машиной, поэтому эксплуатировать ее будет нельзя. Привлечь же к ответственности бывшего собственника машины можно только в случае, если будет доказан его умысел на изменение номеров. Вот такой получается замкнутый круг. Ситуация практически безвыходная - деньги за машину вы не вернете. В итоге - ни машины, ни денег. Практически все авто с измененной маркировкой числятся в угоне. А вот «поработали» мошенники над вашим авто или нет - выяснит эксперт-криминалист. Встречаются и такие машины, у которых маркировку съела ржавчина, и если экспертиза сможет прочесть цифры, перед вами извинятся и автомобиль поставят на учет. Но если специалисты смогут установить первоначальный номер - машину вернут прежнему владельцу. Если же маркировку установить невозможно, у номерной детали один путь - на свалку.
Извините, все законно...
А еще три года назад Верховный суд постановил, что отказ в регистрации автомобилей с перебитыми номерами двигателя и других основных деталей является законным. Беспрецедентное решение было принято по делу Александра Макаридина, который требовал отменить решение об отказе в регистрации машины с перебитыми номерами. С тех пор даже если новому владельцу удастся доказать в суде, что он не причастен к подделке номеров и документов и признан потерпевшим, зарегистрировать покупку он увы не сможет. И милиционеров нужно понять. Ведь если начать регистрировать машины с перебитыми номерами это мгновенно повлечет за собой рост числа угонов, которых и без того в России немало. Однако на деле автомобили с перебитыми номерами зарегистрировать все-таки можно. Правда, для этого необходимо получить заключение экспертно-криминалистической экспертизы, а это очень долгое, муторное и затратное дело. Поэтому, уважаемые автолюбители, при покупке подержанного «железного коня» необходимо быть предельно осторожным и внимательным.
Как не купить «кота в мешке»
Покупая на авторынке подержанный автомобиль, особенно по доверенности, легко заполучить машину с перебитыми номерами. От такой, мягко говоря, неприятности, запросто можно уберечься, если придерживаться при покупке авто нескольких правил.
Итак, если вы решили приобрести подержанную иномарку и выбрали конкретную модель, то постарайтесь заранее собрать о ней максимум информации. Прежде всего, выясните, где должен находиться идентификационный номер (VIN). Кроме этого, у машины могут быть дополнительные VIN-овские наклейки, поэтому обязательно поинтересуйтесь, где они находятся. Приступая к осмотру выбранного автомобиля, необходимо начать с проверки состояния лакокрасочного покрытия около идентификационных номеров. Оно не должно по цвету и фактуре отличаться от покрытия на внутренней стороне багажника, капота, моторного отсека. Мягкая поверхность, потеки краски и неравномерность ее нанесения - все это свидетельствует о том, что место, где находится идентификационный номер, перекрашивалось. А перекраска скрывает либо последствия аварии, либо следы изменения номера. Покрытие возле номера можно потереть тампоном, смоченным растворителем: если краска растворяется хотя бы частично, это верный признак того, что она не заводская.
Обратитесь к профессионалам
Теперь непосредственно о номерах и идентификационных табличках. Если номер перебит, остаются характерные признаки этой операции: поверхность металла чаще всего деформирована, слегка выпукла или вогнута. При кустарном способе перебивки часто заметен двойной контур; знаки не находятся на одной прямой, а "прыгают", у них различная глубина вдавливания; между буквами или цифрами - промежутки разной величины. Особенное внимание обратите на одинаковые знаки. Они не должны отличаться друг от друга формой или размерами. Еще один важный момент: если на
одинаковых знаках в номерах вы заметили какую-либо характерную особенность - будьте уверены, что эти знаки не заводские. Фирменный номер наносится единым штампом, "кустарь" же для каждой цифры или буквы использует отдельное клеймо и повторяет характерную ошибку. Сложнее выявить "криминальный" автомобиль, когда номер заменен вместе с деталью или той ее частью, на которой он выбит. Как правило, в этом случае номер - заводской. Поэтому надо обязательно осмотреть места крепления этой детали к кузову. Простым способом обнаружения такой замены может быть простукивание. Вас должно насторожить, если звук при простукивании глухой, "деревянный" или дребезжащий. Стоит помнить, что в автомобилях отдельные части кузова крепятся методом контактной сварки. Места соединения обычно представляют собой точки диаметром 5-6 мм. Если в местах крепления "номерной" детали к кузову имеются следы другого вида сварки, а их поверхности еще и деформированы - значит, деталь закреплена на кузове не заводским способом. При осмотре двигателя обратите внимание на площадку с номером: она должна быть ровной, а знаки на ней выбиты четко и ярко, без двойных контуров. Кстати, сама площадка протачивается на фрезерном станке, от которого остаются следы в виде полукружий. Они хорошо видны даже при сильной коррозии. Описанные признаки достаточно просто выявить даже непрофессионалу. Есть и другие, но они могут быть выявлены только специалистами, к которым, безусловно, следует обратиться, если при покупке авто у вас возникли какие-то сомнения.
- При покупке подержанного автомобиля лучше всего сразу обратиться в отделение розыска МРЭО ГИБДД, где инспекторы с помощью федеральной базы данных в кратчайшие сроки определят «чистоту» вашей покупки, - советует Дмитрий Глущенко.