Чиновников частенько ругают то за то, то за это. Дескать, занимаются бумагомаранием, разводят бюрократию, ничего не делают, по полдня чаи гоняют, у народа кучу времени отнимают да взятки берут.
Зря, может, ругают. Иногда хорошие люди среди них попадаются. Только, скорее всего, из таких, кто в чиновничьем деле собак не ел. (Вспомнилось объявление: приглашаю на работу кассира. Желательно, без опыта работы». Смекнули?).
Словом, бывают и среди государственных мужей хорошие и даже очень хорошие люди. Только вот этих хороших и очень хороших неповоротливая государственная машина не особо жалует...
И, как правило, во всяких белых и серых домах правят бал не те, что надо. И если их заменяют, то на таких же. И кардинальных перемен не дождаться столетиями простому человеку.
Видимо, так размышляло правительство, когда у него созрела мысль произвести ротацию в государственном управлении. Причем чиновников предлагается заменять отнюдь не другими чиновниками, а... светлыми головами, в здравом уме и с великолепной памятью - компьютерами.
Польза от электронного чиновника может быть колоссальной. И на поклон к нему ходить не надо, выстаивая огромные очереди, да не по одному дню. И зарплату (плюс еще немало привилегий) платить не требуется. (Разве что не забывать про техобслуживание).
И жаловаться на электронного чиновника не придется в вышестоящие инстанции тем же чиновникам.
В общем, во всех смыслах электронное правительство приятнее. Иван Иваныч из некого отдела будет тянуть резину с принятием решения. Потом окажется, что не хватает банальной бумажки. А господин компьютер за считанные секунды решит вопрос. По крайней мере, документы примет, а не будет по традиции отфутболивать по службам и инстанциям. И так бесконечное количество раз.
Еще один плюс электронного правительства. Можно будет отследить в онлайн-режиме, на каком этапе находится решение вопроса. И тебе при этом не ответят: «Приходите завтра, я сегодня очень занят!».
Выдвигаемый российским правительством законопроект о государственных услугах живописал идеальные отношения граждан и чиновников: их просто не должно быть. Услуги будут предоставляться специальными центрами через Интернет. (Ведь пенсионеры не смогут попасть во Всемирную паутину), где будут принимать запросы от граждан и выдавать им уже готовые документы.
Кроме того, услуги будут занесены в сводный реестр. Его разместят на едином портале со статусом федеральной информационной системы и источника официальной информации обо всех государственных услугах. Минкомсвязи обещает запустить этот портал в декабре, а уже в середине 2010 года там можно будет не только получать услуги, но и отслеживать их ход. К слову, портал разрабатывается «Ростелекомом» и запустится на сайте gosuslugi.ru.
В правительстве отмечают, что переход к оказанию электронных услуг может быть начат в ряде регионов пилотно. Затем разработанная региональная модель растиражируется.
Закон коснется 500 федеральных услуг, 120 региональных и 120 муниципальных - от регистрации рождений, браков и прав собственности и получения гражданства до оформления пенсионного обеспечения. То же касается и бизнеса: выдача разрешений, лицензий, регистраций, аккредитаций, аттестаций, экспертиз.
Госуслугами не считаются услуги больниц, школ и детсадов, говорит замначальника Департамента Минэкономразвития Максим Паршин. Чиновник аппарата правительства утверждает, что в правительстве очень ждут этого закона: «Он приоритетный, связан с национальным планом по борьбе с коррупцией. Мы сделаем все, чтобы он прошел согласительные процедуры в министерствах и ведомствах очень быстро».
Однако про борьбу с коррупцией можно было и не упоминать. (Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь). Да и четких стандартов предоставления государственных услуг нет. Кстати, их разрабатывают те же ведомства, что и предоставляют, что, увы, по сути противоречит идее административной реформы в России.