Программа "наличные в обмен на автохлам" стала настоящей палочкой-выручалочкой для АвтоВАЗа: каждая третья "Лада" продается в рамках программы утилизации
Но как бы не пришлось расплачиваться за такой успех, вздыхают эксперты. Вслед за всплеском потребительского спроса на авторынке может случиться резкий спад.
Для того чтобы основательно задуматься о будущем отечественного автопрома, достаточно взглянуть на динамику европейских продаж. Стоило "обменным" акциям закончиться, как рынки покатились по наклонной. Самый впечатляющий антирекорд поставила Италия - апрельский показатель оказался худшим за последние 14 лет. Немногим лучше чувствует себя Германия, где спрос на новые автомобили падает пять месяцев подряд.
В России продажи идут как по накатанной. За первые два месяца действия утилизационной акции продавцы "Жигулей" реализовали около 26,5 тыс. автомобилей по ваучерам утилизации и приняли свыше 150 тыс. заявок (всего в этом году АвтоВАЗ планирует продать 450 тыс. машин). Чтобы обеспечить спрос, потребуется не один месяц. Неудивительно, что автогигант снова набирает сотрудников и запускает новые линии.
Все это может аукнуться "похмельем", предупреждает руководитель портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив:
- Эта программа разработана под АвтоВАЗ. И очевидно, что в рыночных условиях завод не сможет продавать столько, сколько сейчас. Одно дело - если машина стоит 100-150 тыс. рублей. Таких автомобилей ежегодно можно продать хоть 300 тыс., хоть 500 тыс. Другое дело - если автомобили будут стоить 150-200 тыс. Тогда потребители будут отдавать предпочтение иномаркам - "Сандеро", "Логанам", "Фокусам".
Впрочем, государство вряд ли перестанет помогать АвтоВАЗу. Слишком много денег вложено в этот автогигант. Возможно, государство примется стимулировать спрос иными методами - например, путем увеличения размера госзаказа.
Не исключен и жесткий вариант. Так, в конце прошлого года глава Минпромторга Виктор Христенко выступил с инициативой запретить с 2012 года эксплуатацию легковых автомобилей старше 25 лет. Это наверняка вызовет шквал возмущения автовладельцев, зато АвтоВАЗу будет "приятно".