Все идет к тому, что в недалекой перспективе Амурская область будет отмечать День космонавтики не просто со всей страной за компанию, а как самая важная и неотъемлемая часть космической индустрии России. Громко сказано. Но ведь и указ президента, и прочие заявления правительства о начале строительства полномасштабного космодрома "Восточный" в области прозвучали не менее громко и убедительно. И даже назначены неукоснительные сроки мероприятия с красной ленточкой и первым торжественным пуском новейшей ракеты - 2015 год. А тремя годами позже с земли амурской должен быть совершен первый пилотируемый запуск ракетоносителя с кораблем многоразового использования и шестью космонавтами на борту.
Сроки
Казалось бы, все замечательно: нужно создавать, строить и лететь. Времени-то, как видится, от начала до завершения грандиозного проекта осталось не так много, и жесткий график должен быть расписан даже не по годам, а по месяцам и дням. Увы, пока ни по дням, ни по месяцам и даже по годам не получается. Как известно, строительство космодрома должно начаться уже в следующем, 2010 году. Но теперь эта дата под большим сомнением, надо полагать, связанным исключительно с финансовым кризисом, и скромно называется другая - 2012.
Инфраструктура космодрома деталь, безусловно, важная, но в нашем космическом плане важны и другие аспекты: новые ракетоносители и пилотируемые корабли. А с ними пока тоже не все просто. Точнее, их пока нет. Разве что в проекте на бумаге.
Конкурс
Буквально на днях только что завершились конкурсы среди российских конструкторских бюро на создание ракетоносителя и корабля многоразового использования. Согласно информации, опубликованной на сайте Федерального космического агентства, победителем тендера на строительство ракетоносителя нового поколения стал научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс", а создание перспективного пилотируемого космического корабля возложено на ракетно-космическую корпорацию "Энергия" им. С. П. Королева. "Энергия" должна представить эскизный проект челнока уже к июлю будущего года, а "ЦСКБ-Прогресс" - сотворить новую ракету к сентябрю того же 2010 года.
В этом проектном плане, стоит заметить, что аналогичный тендер уже проводился, но тогда Роскосмос предложенными вариантами остался недоволен. Смогут ли новые победители в полной мере удовлетворить запросы космического агентства или будет объявлен новый конкурс – вопрос, как видится, отрытый. Тем более, что "Энергия" уже заявила, что на разработку нового челнока или доработку "Клипера" (детище первого конкурса), выделенных 800 миллионов рублей серьезно не хватит.
Требования
Базовая модификация нового пилотируемого космического корабля предусматривает орбитальную доставку-возвращение экипажа из шести человек и не менее 500 кг полезного груза, автономное существование на орбите до пяти суток. При модификации корабля для полетов к Луне: экипаж — 4 человека, груз — до 100 кг, автономный полет — 14 суток. Согласно требованиям Роскосмоса, при старте перегрузки не должны превышать 4 g. Корабль рассчитан не менее чем на десять полетов в космос. Надежность — не ниже 0,995.
Что касается нового ракетоносителя, то известно, что грузоподъемность должна быть до 23 тонн, а токсичность топлива минимальной. По словам представителя "ЦСКБ-Прогресс", "это будет новый аппаратурный состав, новая система управления и новая схема деления ракеты".
Делать выводы из вышесказанного о некоей виртуальности грандиозного российского космического проекта, безусловно, рано. Еще есть время, хочется надеяться, что есть и деньги, и воля, и по срокам все еще может срастись. Но на сегодняшний день для обывателя де-факто лишь то, что площадка под строительство "Восточного" находится в девственном состоянии, даже без полунамека на какое-нибудь движение, как, впрочем, и новая ракета с новым космическим кораблем пока только на бумаге.