«Недавно похоронил друга… Он долго болел, и большое спасибо персоналу нейрохирургии Сургутского травматологического центра за должный и человечный уход за заведомо неизлечимым больным!
А так как он жил один, а у его дочери на руках трехмесячный ребенок, обязанности по погребению я взял на себя. До этого я помогал в этих скорбных делах, но с тем, что происходит здесь, столкнулся впервые. И был ШОКИРОВАН!!!
В этой сфере игнорируются законы и правовые нормативы на каждом шагу»
Такое письмо получила редакция «СТ». Мы встретились с его автором, Сергеем Гордецким, председателем сургутской общественной организации «Союз защиты прав потребителей».
– Сергей Валентинович, что же вас так шокировало в этой скорбной истории?
– Начну с того, что гарантирует законодательство в этой сфере. Согласно ст.6 ФЗ «О погребении…», если умерший письменно не поручил свое погребение другим лицам, этим занимаются близкие родственники. А кто должен контролировать и требовать выполнения этих законов? Уверяю вас, в Сургуте никто этим не занимается!
– Нет ответственных лиц?
– Участковый инспектор – это первое ближайшее к жителю должностное лицо милиции, он должен как «Отче наш» знать и исполнять Семейный кодекс РФ и закон «О погребении…». А что на деле? Ко мне пришел участковый, известил о смерти друга, взял его паспорт и удалился. Я, как юридически грамотный человек, в этот же день оформил нотариальную доверенность от дочери друга на его погребение и пришел в морг за справкой о смерти. Там уже выдали справку – якобы сыну покойного. Но у него нет сына, есть одна-единственная дочь.
Справка выдается при наличии паспорта умершего, а он оказался в руках бывшей жены, с которой он в разводе много лет. Значит, участковый в нарушение закона отдал паспорт умершего посторонним людям. Еду в загс в расчете на то, чтобы пресечь беззаконие. Там вообще о требованиях ФЗ «О погребении…» ничего не ведают, мы, говорят, свидетельство о смерти выдаем тому, кто приносит справку о смерти из морга. То есть лица, работающие в госоргане, отвечающие за законность выдачи юридического документа, сами нарушают требование законодательства.
– А какая разница, кто будет хоронить умершего?
– Вопрос дилетанта. Пример: умирает одинокий человек, имеющий свое жилье, а родственники живут где-то далеко и о его смерти не знают. Как правило, возле этого человека появляется аферист, который непременно воспользуется ситуацией. Схема проста – оформляется паспорт на подставных лиц, делается липовая нотариальная доверенность, и квартира спокойно продается. В Приморье таким образом работала целая банда, но там ради того, чтобы осуществилась , шли на убийство, а здесь, извините, готовый покойник. Я считаю, что эту сферу должны контролировать госорганы. Пока не наведут в этом вопросе порядок в соответствии с требованием закона, криминал на умерших будет процветать! Поэтому мною было направлено заявление в прокуратуру о привлечении участкового к уголовной ответственности по ст.286 УК РФ «О превышении должностных обязанностей».
К сожалению, либеральное законодательство в сфере ритуальных услуг позволяет вольготно чувствовать себя нечистоплотным дельцам. И это проблема всех регионов, не только одного Сургута. Сергею Гордецкому удалось предотвратить нарушение законности, благодаря вмешательству директора муниципального учреждения «Ритуальные услуги» Федора Жукова и прокуратуре. Однако далеко не все погребальные истории заканчиваются столь благополучно.
Источник: