поиск по сайту:    Расширенный поиск
 

Война, судьбы, экран. («Фронт без флангов»)



Первые шесть месяцев войны можно смело назвать поистине героическими. Именно в это время были заложены основы наших дальнейших побед и одновременно сокрушительного поражения фашистской Германии.

На Западе появилось и появляется немало литературы, в которой буржуазные фальсификаторы истории, всячески передергивая факты, пытаются в искаженном виде представить читателям этот период. Изыскиваются любые причины провала гитлеровских планов «молниеносной» войны, все, кроме главных — активных действий нашей армии и всенародного сопротивления захватчикам. К сожалению, и в нашей литературе — как исторической, так и художественной — не всегда правильно отражается этот период. Нельзя, разумеется, закрывать глаза на те трудности, с которыми мы столкнулись в первый период войны, но недопустимо представлять его в виде некоего хаоса, состоящего сплошь из трагических ошибок и общей растерянности.

Как ни тяжело приходилось советским воинам, которые приняли на себя первые удары фашистской армии, располагавшей значительным материальным перевесом и солидным опытом ведения современной войны, они доблестно, не щадя жизни, выполнили свой долг перед Родиной.

Трудным первым месяцам войны посвящен документальный роман С. Цвигуна «Мы вернемся». Во главе отряда, попавшего в окружение, становится начальник особого отдела дивизии чекист майор Млынский. К отряду присоединяются разрозненные воинские группы и просто отдельные солдаты, выходящие из окружения. Таким образом, в период самого активного наступления гитлеровских войск в тылу противника образуется регулярная часть Красной Армии, способная выполнять ответственные задачи.

Документальный роман «Мы вернемся» привлек внимание широкого круга читателей. Но особенно он близок тем, для кого сорок первый год является частью военной биографии. С тем большим интересом было воспринято сообщение о том, что на киностудии «Мосфильм» закончен производством и выходит на экраны фильм «Фронт без флангов», снятый по мотивам романа «Мы вернемся».

В двухсерийном цветном широкоэкранном фильме «Фронт без флангов», созданном по сценарию С. Днепрова и поставленном режиссером И. Гостевым, получили дальнейшее развитие героический пафос книги, ее жизнеутверждающая сила. При этом создатели фильма отнюдь не стараются приукрасить действительность — суровая правда войны показана такой, какой она осталась в памяти тех, кто ее пережил. В этом большая заслуга группы военных консультантов во главе с генералом армии В. Г. Куликовым.

С первых кадров фильм погружает нас в историю. По лесу движется колонна красноармейцев, выходящая из окружения. Идут усталые, но не сломленные люди. И майор Млынский, небритый, с воспаленными от бессонницы глазами, со сдержанной тревогой осматривает своих бойцов: не пали ли они духом? Выдержат ли?

А затем знакомая до боли картина — фашистские танки, не торопясь, движутся по полю, расстреливая безоружных людей. Уверенная в своей безнаказанности, ползет за танками мотопехота.

И в этот момент майор Млынский со своими солдатами принимает первый бой. Расставив в лесу свою немногочисленную «артиллерию» и выпустив свой единственный танк, он встречает обнаглевших фашистов организованным огнем. Этот бой, как и все последующие эпизоды военных действий в фильме, сделан с большим мастерством.

Роль Млынского исполняет Вячеслав Тихонов. Тонко и точно создает он образ советского офицера. В Млынском — Тихонове ощущаются внутренняя сила и воля. Актеру удалось создать образ мыслящего, интеллектуального командира. В. Тихонов замечательно проводит сцену, в которой на Млынского перед решающим боем обрушивается известие о гибели всей семьи в гестаповском застенке. Видно, как крутит и ломает горе этого мужественного человека, как тяжело ему, но вместе с тем нет сомнений в том, что Млынский выдержит и это испытание.

Прямая противоположность Млынскому — лейтенант Петренко в исполнении артиста А. Борзунова. Поначалу Петренко как будто и не помышляет о предательстве, он просто трусит и теряется в сложной боевой обстановке. При этом, однако, не хочет признаваться, что смалодушничал, ищет оправдания своему предательству.

— Что я мог сделать? — говорит он Млынскому.— Мы в окружении...

Конечно, на фронте, особенно у новичков, случалось, что поначалу страх оказывался сильнее чувства долга, но затем обычно человек при поддержке товарищей приходил в себя и становился хорошим, а то и образцовым бойцом. У Петренко же страх не только не проходит, но и перерастает в панику, пораженчество. Тот, кто не умел побороть в себе первый страх, становился трусом, а трусость порождает предательство, измену. Такова суровая логика войны.

Однако трусами и предателями становились единицы, а герои исчислялись тысячами.

Волею фронтовой судьбы в отряде Млынского оказываются представители самых различных родов войск. Здесь артиллеристы и танкисты, вставшие на пути врага в первом же бою, саперы, уничтожившие хорошо охранявшийся склад горючего, бесстрашные морские пехотинцы во главе с мичманом Вакуленчуком (арт. А. Денисов), разведчики. Всех их объединяют ненависть к оккупантам и вера в победу. И массовый героизм выглядит достоверным, лишенным ложной патетики.

В фильме «Фронт без флангов» убедительно показано единство армии и народа. С первых шагов по советской земле захватчики сталкиваются с сопротивлением всего народа, с войной особого типа, где на защиту своей Отчизны поднимается и стар и млад.

Особенно запоминается образ деда Матвея в исполнении, артиста Олега Жакова. Поначалу он даже с некоторой ехидцей разговаривает с солдатами.

— Можно и манную кашу есть и на печи сидеть, кабы вот не тикали от фрицев такие, как ты,— осаживает он шутника, вздумавшего посмеяться над преклонным дедовским возрастом. Но затем старик становится незаменимым проводником и связным. Посылая своего внука на задание, связанное со смертельным риском, дед Матвей говорит Млынскому:

— А мне что, не жалко?.. Алешка ведь внучек, единственная родная душа на свете... Иван Петрович, Москва ведь ждет...

В финале дед Матвей стоит вместе с солдатами в строю, сжимая в руках оружие. В соответствии с правдой истории в фильме показан процесс постепенного отрезвления, который происходит в головах фашистских вояк. Поначалу командующий армией генерал фон Хорн и его окружение не могут даже представить себе, что у них в тылу действует регулярная часть Красной Армии. Они убеждены, что это либо партизаны, либо отдельные разрозненные группы, которые не могут вырваться из окружения. Однако после ощутимых потерь, которые отряд Млынского наносит спесивым завоевателям, фашистское командование начинает проявлять нервозность.

— У меня в тылу русские войска, и я ничего об этом не знаю?! — кричит взбешенный генерал. Его возмущение достигает предела, когда он узнает, что отрядом, командует «какой-то» майор.

— Из сотен майоров моей армии я знаю не более десятка! — распекает он своих незадачливых подчиненных. И приказывает: — Живого или мертвого я хочу увидеть этого майора до начала наступления.

Однако приказу фашистского генерала не суждено было исполниться. Изрядно потрепав тылы противника, отряд Млынского выходит из боев окрепшей, боеспособной воинской частью. Считая главными виновниками своих подчиненных, фон Хорн набрасывается на них с угрозами, так и не поняв истинных причин своих военных неудач. Прозрение наступит гораздо позже. Но даже и впоследствии, в своих послевоенных мемуарах, оставшиеся в живых битые фашистские вояки будут ссылаться на мороз, на распутицу, на ошибки Гитлера, и только немногие найдут в себе мужество признать сквозь зубы, что проиграли войну по всем статьям — стратегически, политически и, самое главное, не сумели сломить дух советского народа, не могли противопоставить ничего той силе патриотизма и любви к своей Отчизне, которая вела в бой советских людей.

Надо отметить, что все занятые в фильме советские и немецкие актеры очень точно и глубоко передали образы своих героев.

Фильм «Фронт без флангов» посвящается знаменательной дате — 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 9 мая 1975 года весь мир отмечал окончание грандиозной битвы с фашизмом, решающую роль в которой сыграли советский народ и его армия. Снова и снова перелистываются страницы былого, отыскиваются новые факты беспримерного мужества людей, остановивших фашистские полчища. Воспоминания о войне нужны не только историкам и ветеранам, они являются живым источником воспитания для нашей молодежи, которой так нужны яркие примеры мужества, благородства, самоотверженности, бесконечной преданности идеалам социалистического Отечества.

Фильм «Фронт без флангов» правдиво и ярко рассказывает о начальном периоде войны, открывает зрителями богатый духовный мир советских я выдержавших тяжелые испытания и вышедших из них закаленными для дальнейшей борьбы. онлайн казино


Эта новость относится к категориям:
Культура, Статьи БК

Другие новости по теме:

  • Басков: Фитиль российской эстрады
  • Звездная дорожка: Нонна Гришаева
  • Николай Басков дал концерт в Приамурье
  • Звездная дорожка: Александр Олешко
  • Звездная дорожка: Ольга Кабо


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



    ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ





    КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ
    «    Сентябрь 2011    »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
    вход










    Новости| Телепрограмма| Киноафиша| Обратная связь|
    <>

    b2566d8d90aee49dabc6791497203d45