Как обеспечить собственным жильем детей-сирот, решают городские власти. Проблема, сделавшая эту задачу труднопреодолимой, кроется в областном законе.
Комитет по управлению имуществом обратился к депутатам городской Думы с просьбой направить законодательную инициативу в Заксобрание: специалисты комитета считают крайне необходимым внести изменения в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
Тупик в законе
На первый взгляд, закон свято блюдет права обездоленных: местные власти обязаны предоставлять детям-сиротам и детям, по иным причинам оставшимся без попечения родителей, благоустроенное жилье площадью не менее 18 квадратных метров. Схема проста: муниципалитет проводит аукцион по приобретению жилья, собирает заявки и выбирает оптимальный вариант.
Однако на деле все обстоит не так однозначно. Сегодня в Благовещенске проживает 72 сироты, которым муниципалитет обязан предоставить жилье. Начиная с 2005 года, то есть с момента принятия областного закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», город смог приобрести только одну «сиротскую» квартиру.
- Дело в том, что закон с момента его принятия не работает, - поясняет заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Евгений Ковешников. - Мы регулярно проводим аукционы, но заявки на них не поступают.
В комитете приводят статистику: в прошлом году было объявлено три таких аукциона, в этом пока один (в марте). Все признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. В чем причина?
- Причина одна: максимальная цена покупки жилья значительно ниже его реальной рыночной стоимости, установившейся в городе.
Понятно, что при таком раскладе сделка становится невыгодной. Поэтому и желающих продавать квартиры нет. Закон писали под сельские районы, уверены специалисты: там среднерыночная стоимость жилья в разы ниже, чем в областном центре. И все же выход есть, считают в комитете.
- Мы предлагаем внести изменения в областной закон. Конкретно - дать муниципалитетам право приобретать жилье для детей-сирот по договорам долевого участия в рамках муниципального заказа. Это значительно упростит всю процедуру. Законодательное закрепление такого права позволило бы муниципалитетам строить жилье по более низкой цене, чем сложилась на вторичном рынке.
Формула расчета
Еще одна проблема, которую необходимо решать в оперативном порядке, - изменение методики формирования субвенций. Дело в том, что деньги под жилье для сирот муниципалы получают из областной казны. Рассчитывают субвенцию так: среднерыночную стоимость жилья умножают на нормативные 18 квадратов.
Однако здесь есть один нюанс. На самом деле закон разрешает приобретать жилье большей площади - в пределах двукратной нормы (то есть 36 квадратных метров) в случае, если купить однокомнатную квартиру невозможно.
- На рынке недвижимости в Благовещенске сегодня фактически отсутствуют предложения о продаже однокомнатных квартир площадью 18 квадратных метров, - подтверждают в комитете по управлению имуществом. - А если они и появляются, стоимость квадратного метра в них значительно выше среднерыночной. Поэтому мы и предлагаем внести изменение в формулу расчета субсидии - с учетом двукратной нормы.
Для сравнения: по данным ООО «Оценка собственности» на 17 марта стоимость одного квадратного метра в городе составляла 46531 руб. Получается, что предельная стоимость квартиры площадью 18 квадратов при нынешней методике тянет примерно на 840 тысяч. По новой методике расчета такая квартира будет стоить уже миллион 600 тысяч. При таком раскладе можно уже вести реальный разговор и с потенциальным продавцом, и с застройщиком - если речь пойдет о долевом строительстве.
Казна не пролетит
Но самое главное - коррективы в закон, которые предлагают городские власти, не грозят областной казне дополнительными расходами: изменится только порядок расходования денег. Зато конечный результат будет уже иной. К примеру, на этот год Благовещенску в областном бюджете на приобретение жилья для сирот предусмотрено 32 млн. рублей. При новом порядке на эти деньги можно было бы приобрести 28-30 квартир. То есть сразу обеспечить собственным жильем почти половину детей-сирот.
Чтобы сдвинуть этот процесс с места, городские депутаты намерены обратиться с законодательной инициативой к областным коллегам. Пока же получается парадокс: областную субвенцию на сиротское жилье город вынужден в конце года возвращать назад, поскольку не может ее потратить.