|
Не делать резких движений
Советы по управлению автомобилем в гололед
При движении в условиях скользкой дороги резко повышаются требования к мастерству управления автомобилем. Сцепление колес с дорогой на скользких участках снижается в 4-8 раз. Одним из существенных недостатков многих водителей является отсутствие специальных навыков движения в гололед при наличии навыков движения по сухой дороге. Основное правило для безопасного движения на скользкой дороге - умеренная или даже малая скорость и принцип «никаких резких движений». Не тормозить резко, не поворачивать руль резко; не менять резко число оборотов двигателя!
При движении в условиях гололеда возникает легкое «рыскание» автомобиля от кратковременной потери сцепления колес с дорогой. При устойчивой потере сцепления колес с дорогой возникает занос или снос автомобиля.
Водители, владеющие навыками движения в гололед, не теряются при возникновении заноса или сноса. Они уверенно восстанавливают сцепление колес с дорогой, избегая юза - блокирования колес и скольжения заторможенных колес по скользкому участку.
Водители, слабо владеющие навыками управления автомобилем на скользкой дороге, при возникновении сноса или заноса часто теряются. Пытаясь снизить скорость, они резко тормозят, допускают возникновение юза заторможенными колесами и теряют управление автомобилем.
Торможение
Начнем с шин. Многие автолюбители заблуждаются, полагая, что шина с крупным "внедорожным" рисунком протектора (включая специальную зимнюю) хороша на льду. На самом деле на скользком покрытии куда действенней шины с мелкорасчлененным, насыщенным протекторным рисунком. Очень хороши эластичные шины радиального типа. Правда, больше 0,151 - 0,2 они коэффициент сцепления со льдом не получат. А при скольжении (например, разгоне с пробуксовкой), коэффициент сцепления вообще может снизиться в полтора раза. Кроме того, сцепление шины с покрытием достигает своего максимального значения при переходе от качения к проскальзыванию. Езда на льду не исключение. Поэтому если нажимать на тормоз грубыми рывками, остановочный путь только увеличится - в определенные мгновения торможения не будет вообще. Правда, если удерживать тормоз нажатым до упора, будет еще хуже - таким образом колеса заблокируются и станут неуправляемы. Поэтому эффективней прерывистое торможение.
Перед преодолением препятствия (крутой поворот, замедление и т.д.) тормозите как можно более плавно.
Трогание с места
Для предотвращения риска проскальзывания при трогании с места совет прост - постепенно нажимать на педаль газа.
Поворот
Перед вхождением в поворот сбросьте скорость, торможение должно быть осуществлено по прямой линии. Для прохождения поворота необходимо вращать руль с постоянным и плавным усилием для предотвращения проскальзывания управляемого колеса и потери контроля.
Неамериканские горки
Повышенного внимания требуют также подъемы и спуски. Надо уметь так подобрать передачу и открытие дроссельной заслонки, чтобы тяговая сила на ведущих колесах обеспечивала преодоление подъема, но была недостаточной для срыва колес в пробуксовку. Приближаясь к подъему, водитель должен постараться определить наиболее высокую передачу, на которой автомобиль способен его преодолеть без переключения передач. Перейти на эту передачу нужно еще до начала подъема и двигаться с минимально возможными оборотами двигателя. Если на подъеме все-таки появится необходимость в переключении, то сделать это надо как можно быстрее, но увеличивать обороты следует очень плавно, чтобы не вызвать пробуксовку ведущих колес. Крутой и сложный спуск лучше проходить на одной из низших передач (вторая или третья) с минимальным «газом». Если сцепление ведущих колес с дорогой мало для торможения двигателем и колеса начинают проскальзывать, нужно немного приоткрыть дроссельную заслонку. Скорость несколько увеличится, зато автомобиль будет надежно поддаваться управлению. Когда обочина не вызывает подозрений, можно колеса одной стороны пустить по ней.
Несколько рекомендаций владельцам задне- и переднеприводных авомобилей.
Если у вас авто с задним приводом, а на дороге - мокрая каша из снега и грязи, старайтесь не использовать широкие и низкопрофильные радиальные шины, пусть и с хорошим протектором. Пятно их контакта зачастую не продавливает снег и не обеспечивает сцепление. Как результат, авто становится неуправляемым.
Конечно, есть искушение ехать быстро на переднеприводном, тем более если авто легко управляется на льду - в отличие от того же заднеприводного, который даже на небольших скоростях "плавает". Но при торможении переднеприводная схема приобретает особое коварство, не свойственное классической. Помните и будьте осторожны.
Отдавайте себе отчет в своих ограниченных возможностях маневрирования зимой и, соответственно, других участников движения. Сконцентрируйтесь на дорожной ситуации. Не делайте резких маневров и избегайте интенсивных разгонов (разгон должен быть постепенным). Также избегайте резких торможений и высоких скоростей. Увеличьте дистанцию до впередиидущего автомобиля.
По законам гололеда
При гололеде на асфальте и шипованной резине на обоих авто водитель должен держать дистанцию не менее:
l20 км/ч - 5 м;
l30 км/ч - 7,5 м;
l40 км/ч - 10 м;
l50 км/ч - 12,5 м;
l60 км/ч - 15 м;
l70 км/ч - 17,5 м.
Если же только передний автомобиль имеет «шиповку», то дистанцию следует увеличивать и держать ее не менее:
l20 км/ч - 7,5 м;
l30 км/ч - 13,5 м;
l40 км/ч - 20 м;
l50 км/ч - 30 м;
l60 км/ч - 40 м;
l70 км/ч - 50 м.
(Согласно Правилам
дорожного движения.)
|
|